Извлечь пользу из недостатков

Когда-то давно, еще в XX веке, в авиакомпании British Airways дела пошли совсем неважно, и попала она в список лидеров по потерям багажа. Собрались топ-менеджеры и стали думать, как же выбраться из этой неприятной ситуации…

Первым вариантом решения задачи было увольнение грузчиков и их бригадиров. Предлагались и более кардинальные меры – демонстративно наказать всех. Но ни один из способов не был принят руководителями единодушно, тогда решили пригласить в компанию консультантов. Специалисты, изучив ситуацию, предложили нетрадиционную технологию под названием Appreciative Inquiry, или по-русски – «поощрительный запрос», «парадигма позитивных перемен».

Суть метода изложили без затей: если человеку часто говорить, что он – свинья, то он захрюкает, а если видеть в нем прекрасного лебедя, то воспарит – даже несмотря на пятачок и поросячий хвостик!

В истории компании были не только негативные события. Например, была придумана программа «Счастливое прибытие пассажира», а для того чтобы она не осталась только на бумаге, пришлось пересмотреть всю структуру предприятия, изменить философию самого бизнеса. В результате деятельность организации стала намного успешнее, а проблема сохранности багажа отпала сама собой.

Рождение методики

Технология Appreciative Inquiry (AI) была предложена в 80-х гг. ХХ века Дэвидом Куперрайдером и Сурешем Шриваставой (США). Многие эксперты полагают, что AI, как никакая другая методика, существенно повлияла на развитие западных компаний благодаря своей простоте и инновационности одновременно. Она успешно используется в таких корпорациях, как Nutrimental Foods, Healthco, British Airways, Verizon, NASA, John Deere, IKEA и др.

Классические консалтинговые услуги предполагают изучение слабых мест организации, устранение ошибок, искоренение недостатков и, конечно же, поиск виноватых. При использовании же AI акцент ставится на сильных и позитивных моментах в деятельности фирмы. Коротко суть метода можно сформулировать так: сфокусируйся на хорошем, чрезмерно критичный взгляд на свою работу вредит делу и порождает негативные настроения. А пессимист может лишь только вопрошать «кто виноват?», но слабо представляет «что делать».

Концепция Appreciative Inquiry – это скорее философия менеджмента, мироощущение, чем просто технология. AI используется не только в бизнесе: например, многие спортивные команды применяют ее для анализа игр. Да и любой спортсмен прекрасно понимает, что если перед началом соревнования он представит себе свой провал, а не победу, то, скорее всего, его постигнет неудача. По мнению Дэвида Куперрайдера, «любая организация богата, в первую очередь, своими людьми, и задача руководства – не только увидеть этот творческий потенциал, но и показать самим сотрудникам, как они хороши на самом деле». Так, у компании Google есть лозунг, который транслируется всем работникам: «Ваш творческий потенциал и ваши достоинства делают вас уникальными».

Этапы технологии

В чем же суть «парадигмы позитивных перемен»? Технология состоит из четырех стадий, или, как говорят, из четырех «D»:

•    Discovery (исследование): что есть сейчас?

•    Dream (мечта): так могло бы быть.

•    Design (дизайн): так должно быть.

•    Destiny (судьба): так будет!

На первом этапе чрезвычайно важно вызвать положительные эмоции у участников AI, например, сотрудников компании. Им задают вопросы – не о том, что плохо получается, а, наоборот, о достижениях: что удалось, что особенно вдохновило на успехи, какой была самая большая удача в коллективе и т.д. Сначала ответы даются устно, затем предлагается сформулировать их в письменном виде. Наконец, участники разбиваются на пары и задают друг другу вопросы только «со знаком плюс»: что способствовало успеху дела, какие навыки для его достижения в большей степени пригодились?

Важно, чтобы в парах общались люди максимально разные – сотрудники разных подразделений, должностей, разного возраста и т.д. Каждый выступает в двух амплуа – дает интервью и сам становится интервьюером. На этом этапе собираются интересные истории, воспоминания, фирменные предания и даже анекдоты. Юмор приветствуется, обстановка – как можно более неформальная. Затем работники объединяются в группы по 8 человек и обсуждают самые яркие истории. При этом каждый представляет идеи не свои собственные, а «напарника». Задача – найти в прошлом что-то хорошее, это и станет опорой для строительства будущего.

Второй этап – возможность помечтать о том, какой бы хотелось видеть компанию, как должна решаться существующая проблема. Коллегам могут быть представлены самые фантастические идеи. Главное, что креатив сотрудников основывается на рассказах предыдущего этапа и логически вытекает из него. Работа ведется по группам, творческие предложения рождаются сами собой. Можно и пофантазировать – на благо родного коллектива! Как в идеале должна функционировать организация или ее подразделение? Какие условия – по мановению волшебной палочки – должны быть созданы для сотрудников?

На третьем этапе пора спускаться на землю: теперь нужно переключить внимание на то, что необходимо изменить в компании, чтобы она максимально соответствовала идеальному образу. Формируется список целей – как ближайших, так и долгосрочных. Задача участников – представить свои предложения о том, как конкретно произвести изменения в организации. Это может касаться как глобальных бизнес-процессов, так и отдельных элементов. Люди обмениваются своими инновационными идеями, которые затем обсуждаются и оцениваются по группам. От мечты до ее воплощения – много шагов, важно сделать первый!

Четвертый, завершающий, этап – превращение идей в неизбежность, формирование судьбы компании. Необходимо конкретизировать все, обозначенное на предыдущих стадиях. Процесс завершается написанием четкого и разветвленного плана.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!

Количество участников в работе по методике Appreciative Inquiry может быть любым – эффективно обсудить ту или иную проблему удастся в коллективе и из 50 человек, и из 2500. Минимальная продолжительность – 2 дня, в среднем – 3-4 дня.Ограничения в применении метода По мнению критиков, одним из ограничений является, например, такое: очень трудно проводить встречи по этой технологии в коллективах, поголовно охваченных отрицательными эмоциями. Однако Дэвид Куперрайдер уверен: можно использовать три простых способа, чтобы ввести участников в нужное позитивное настроение:

1. «Говори!»: выслушать человека, переполненного негативом и постараться переключить его на очевидные положительные аспекты, а они есть всегда и в любом деле.

2. «Говори потом!»: любое отрицательное высказывание достойно рассмотрения позже, в другой ситуации.

3. «Говори о плохом, если иначе не можешь!»: ошибки, проблемы, кризисы – это основа будущих удач и достижений; нужно с пониманием и даже благодарностью относиться к таким испытаниям, проработать их и вернуться к позитивному настрою.

Например, Стив Джобс, глава Apple, создавший предприятие «с нуля» в гараже своих родителей, в 30 лет оказался уволенным. Только благодаря этому потрясению он, по его собственным словам, смог начать самый креативный этап своей жизни, образовал компании NeXT и Pixar, да еще и встретил настоящую любовь.

*** За последние 30 лет в мире были опубликованы результаты 45 тыс. исследований, посвященных депрессиям, и лишь 300 – касающихся состояния радости и счастья. В основе бизнес-философии AI лежит уверенность в том, что каждый человек имеет огромный потенциал, и задача тех, кто применяет технологию, заключается «лишь» в том, чтобы помочь его реализовать. Как в раковине медленно зреет жемчужина, так и в любом из нас спрятана красота, главное – создать условия, чтобы заложенное от природы не покрылось илом и песком.

Подготовила Ольга Абашкина

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s