Такой разный шкалирующий вопрос

Статья Бена Фурмана про разновидности чудесного вопроса заставляет задуматься о разновидностях другого вопроса, широко использующегося в ОРКТ  — шкалирующего вопроса. Шкалирование применяется не только в рамках ОРКТ, но также и в других подходах психотерапевтической практики. Корни использования шкал для представления проблемного и целевого состояний можно увидеть в работах Милтона Эриксона. Он предлагал использование шкалирующего вопроса, как часть  терапевтической стратегии разделения. В своей книге М. Эриксон приводит такой пример применения разделения: «Крайне напуганный фермер вбежал в больницу, его рука была сломана и невыносимо болела. Врач сказал ему: «Твоя рука очень сильно болит вот здесь, но плечо и пальцы, кажется, в порядке. Здесь очень больно, а вот тут и тут – не болит». Фермер согласился с этим, через несколько минут он успокоился» (Short, Erickson, Erickson Klein, 2005).

Иногда проблема представляется огромной и  сложно даже взглянуть на нее, поскольку кажется, что она может захватить целиком все жизненное пространство. Шкалирующий вопрос позволяет уместить проблему и путь ее решения в 10 шагов, делая этот путь обозримым, а ближайший шаг вполне доступным.  Kolb и Boyatzis (1970) исследовали процессы самоизменения. Изучив более 1000 кейсов, они показали, что  наличие инструментов для отслеживания прогресса приводит к более успешному достижению целей. Еще одним важным аспектом для достижения цели было ощущение контроля процесса изменений и критерии их оценки, что тоже может быть реализовано при использовании шкалирующих вопросов.

Итак, шкалирующий вопрос позволяет описать проблемное состояние измеряемым и изменяемым. Он часто задается после вопроса о лучших надеждах, таким образом, создавая визуализацию надежды на продвижение к целевому, желаемому состоянию. В проведении шкалирования в ходе беседы с клиентом можно выделить следующие этапы (Богомолов, 2015; Хачатрян 2015):

  • Представление шкалы от 0 до 10.
  • Определение крайних значений.0 – это точка, когда человек был наиболее далеко от исполнения надежды. 10 – это максимальное исполнение надежды.
  • Определние текущего места – Х.
  • Определение точки GE (good enough) – достаточно хорошо. Это важный этап для проговаривания реалистичности надежд, а также возможных сроков их исполнения.
  • Вопрос об отличиях точки Х от 0.
  • Вопрос о том, как удалось переместиться от точки 0 до точки Х, что делал сам человек, что помогало ему.
  • Определение малейшего реалистичного шага, который сдвинет вперед хотя бы на полделения.

 

Теперь рассмотрим, что можно менять в этом алгоритме. Когда я попросила коллег поделиться своими находками, то была впечатлена разнообразием, как самого шкалирущего вопроса, так и возможностей его объединения с другими техниками. Чтобы было удобнее ориентироваться, можно разделить варианты модификаций на три класса: содержательные,  метафорические и технические.

Содержательные модификации подразумевают разнообразие мишеней шкалирования.

1) В случае затруднений в определении минимального шага, можно обсудить и шкалировать саму веру в  возможность изменений: «Насколько вы сегодня уверены, на этой неделе сможете сделать тот маленький шаг, о котором мы с вами договаривались? Чтобы могло подкрепить вашу уверенность? Чья поддержка могла бы вселить чуть больше уверенности, хотя бы полбалла?»  Такая «шкала для веры» позволяет заметить ее рост от начала к концу встречи, а также от встречи к встрече.

2) Для оценки самих встреч существуют специальные методики – шкалы SRS (вместе со шкалой ORS для оценки результата они образуют шкалы обратной связи, широко применяемые психологами, работающими в ОРКТ подходе). Но если в процессе консультирования какой-то аспект становится очевидно важным, то можно уделить время специальному шкалированию этого аспекта контакта между клиентом и терапевтом. Например, доверие: «Я бы хотел, что бы между нами были отношения, наполненные доверием, можем ли мы измерить по шкале от 0 до 10 насколько вы доверяете мне сейчас? Какой шаг я мог бы предпринять чтобы оценка изменилась в большую сторону?» Таким образом, можно показать, что вы сами тоже готовы предпринимать шаги для возникновения изменений к лучшему. Изменения в контакте становятся быстро заметны, что укрепляет надежды на изменения в и других сферах.

3) Практики, работающие в интегративных подходах часто используют домашние задания, чтобы спрогнозировать вероятность его выполнения полезно измерить по шкале от 0 до 10 уверенность клиента в том, что задание будет выполнено. Если оценка меньше 7 баллов или 70%, то вероятность эта невысока, вместе с тем шкалирование в этом случае создает точку входа в насыщенное обсуждение домашнего задания: что может помешать, а что может помочь в его выполнении.

4) При внедрении нового типа поведения также может пригодиться шкалирование. Эта модификация напоминает технику экспозиции из когнитивно-бихевиоральной терапии. После выбора того, что человек хочет сделать (возможно впервые): заговорить с незнакомцем или угостить всех коллег пирожками.  Нужно описать и оценить по шкале  насколько ужасными рисуются последствия. На следующей встрече оценить по той же шкале то, что произошло на самом деле. Обычно реальные последствия гораздо менее страшны, чем то, что рисовало воображение. Такой эксперимент заряжает уверенностью и энергией на новые свершения.

5) если клиент хочет решать несколько проблем параллельно или находится в ситуации «все плохо, не знаю, с чего начать» можно объединить шкалирующий вопрос и методику «Колесо баланса». Каждый луч колеса при этом становится шкалой, таким образом становится возможным отметить текущее состояние в каждой из областей, определить «лучшие надежды» и точку «достаточно хорошо». Эта процедура наглядно показывает, в какой области накопилось больше всего проблем, а какие области являются ресурсными, это позволяет клиенту осознанно принять решение, с чего он готов начать.

6) Необходимо отметить, что первые шаги проведения шкалирования обычно не вызывают затруднений у клиентов, но определение точки «достаточного хорошо» уже сложно дается перфекционистам, привыкшим критиковать себя. В этом случае можно изменить оценивающего субъекта: предложить клиенту оценивать глазами любящего и поддерживающего значимого близкого: «Скажите, чтобы ваш друг счел достаточно хорошим?»

Метафорические модификации подразумевают внедрение разнообразных образов в прием шкалирования. С одной стороны шкала сама по себе уже образ, однако этот образ не сопряжен с чувственным опытом. Метафоры, вовлекающие мощные зрительные или кинестетические переживания делают измерение (и изменение) более осязаемым и переживаемым эмоционально и телесно.

1) Градусник. Подходит для преобразования шкал, связанных с состояниями комфорта и спокойствия, а также для шкалирования изменений в отношениях, в том числе и с психологом. В языке существуют выражения, отражающие связь температуры и состояний: «мне тепло с ним», «теплые отношения», «чувствую себя замороженным», «горячий нрав». Метафора градусника помогает разморозиться или остудить гнев. Она же может стать удобным инструментом саморегуляции, если к воображаемому градуснику прикрутить воображаемый термостат.

2) Шторм. Любые сильные эмоциональные состояния можно сравнить с штормовым морем, а шторм измерить в баллах. Шкала в этом случае от шторма к штилю будет обратной. Это удобный образ, который помогает осознавать, что часто оба полюса шкалы не являются предпочитаемыми, или оба являются предпочитаемыми, но в разных ситуациях. Таким образом, метафора штормового моря помогает бороться с черно-белым мышлением.

3) Стакан. Эта метафора хорошо подходит для описания всего, чем можно наполниться: уверенностью, решимостью, смелостью, благодарностью, любовью и.т.д. Как и в любом варианте шкалирующего вопроса важно определить ключевые точки: 0, «достаточно хорошо», «максимально хорошо» и наполнять стакан до нужного деления. Для наполнения подойдут воспоминания, где проявлялось нужное качество, высказывания людей, которые видели проявления качества, собственные ощущения и мысли. Когда стакан будет достаточно полон, предложите выпить его содержимое и расспросить об ощущениях в теле после того, как клиент выпил «волшебное зелье» уверенности, благодарности или любви. В этом месте шкалирующий вопрос может удачно стыковаться с «волшебным вопросом».

4) Цветок. Визуализация в виде цветка помогает преобразовать круговую диаграмму (см. ниже) в более наглядный материал, который подойдет для работы даже с детьми и подростками. Прогресс можно раскрашиванием лепестков, когда клиент совершает шаги для продвижения к цели.

Технические модификации подразумевают изменения самой шкалы для удобства описания некоторых целевых и проблемных состояний.

1) Круговая диаграмма. Такой вид шкалирования подходит для представления о том, насколько затронутыми проблемой оказываются разные сферы жизни: «сколько жизненного пространства захватывает проблема? Чем занято пространство, свободное от влияния проблемы? Что могло бы помочь освободить еще один-два процента?» 100% диаграммы также могут означать не пространство, а время: «сколько времени в день вы вообще не думаете о своей проблеме? Чем вы заняты в это время? Какое занятие поможет освободить еще полчаса для чего-то независимого от проблемы?» Последовательное закрашивание секторов наглядно показывает насколько человек берет под контроль пространство и время своей жизни.

2) Обратная шкала. Обычно используется стандартная шкала от 0 до 10, однако некоторым клиентам удобнее использовать обратную шкалу от 10 до 0, особенно если изначально запрос связан с уменьшением каких-то проявлений: например, агрессии, напряжения. Однако по-прежнему важно формулировать целевое состояние в позитивной формулировке и максимально насыщенно описывать его.

3) Добавление отрицательных значений. Если клиенту кажется, что он совсем немного продвинулся от нулевой отметки, то добавление отрицательных значений поможет показать, какой на самом деле огромный путь он уже сделал.

4) Система координат для сопряженных изменений. Когда кажется, что две проблемы связаны между собой, можно строить график изменений, используя систему координат. Это позволит проверить гипотезу о связи проблем: например, связано ли напряжение на работе с раздражением на ребенка.

5) Расширение шкалы. Для очень больших задач можно расширять шкалу от 0 до 100 и  измерять в процентах, используя в том числе, круговую диаграмму.

 

Список модификаций не является конечным и служит для вдохновения и творчества.  В зависимости от ситуации и клиента, с которым вы работаете, вы можете изменять шкалирующий вопрос, так чтобы он наилучшим образом служил вам для помощи клиенту в продвижении к его целям.

 

Список литературы:

  1. Kolb D.A. Goal-Setting and Self-directed Behavior Change / D.A. Kolb, R.E. Boyatzis // Human Relations. – 1970. – Vol. 23. — №5. – P. 439-457.
  2. Short D., Erickson B.A., Erickson Klein R. Hope and Resiliency: Understanding the psychotherapeutic strategies of Milton H. Erickson, Crown House Publishing, — Carmarthen, 2016.
  3. Богомолов В.А. Волшебство клиента. Традиция краткосрочной психотерапии, -М, 2015.
  4. Хачатрян М.А. Идеи SFBT в работе нарративного практика (презентация мастер-класса), -М. 2015.

Лаврова Елена

Источник: Представь себе. Сборник материалов по краткосрочной и системной терапии. Пятый выпуск. Сентябрь, 2019.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s