Стив де Шейзер: Ключи к решению

Предложенный Стивом де Шейзером ориентированный на решение подход кратковременной терапии — важная база для этой коучинг-модели, так как мы можем использовать его методы и приемы.

Выведенный им базовый принцип сотрудничества с клиентом — это базовый принцип и для Кильской модели консультирования, точно так же, как и основополагающая ориентация на будущее.

Для де Шейзера взаимоувязка настоящего и будущего — основной ориентир для действий.

Центральный подход в кратковременной терапии — это выбор способа действий в отношении проблемы клиента: в процессе консультирования мы больше не занимаемся проблемой, клиент сделал это уже в достаточной мере, мы больше занимаемся решением проблемы. Ориентированный на решение процесс можно запустить, например, с помощью целенаправленных расспросов о решении.

Вопросы о решении:

Мне кажется, что, если Вы точно опишите здесь свою проблему, Вы сможете найти для нее название, заголовок — итак, название для проблемы:

… А сейчас мне, в принципе, интересно, как бы Вы обозначили свое решение?

Де Шейзер считает важным говорить клиенту «комплементы» — что он все делает правильно, что он делает хорошо для себя и способствует решению своей проблемы. Его подход состоит в том, чтобы подкрепить то, что функционирует: «Сейчас ты знаешь, что это работает, так продолжай же делать то же самое и дальше». За этим кроется предположение, что «вещи самой по себе», например, проблемы, не существует, есть только мешающие способы поведения, которые создают проблемные реальности при конструировании реальности.

При этом важно знать, что у клиента уже есть решение, и необходимы лишь небольшие изменения со стороны консультанта, которые позволят обнаружить или просто увидеть эти решения.

Если у клиента есть ожидание, что все останется по-прежнему, то, исходя из этого, он и действует так, чтобы все осталось так, как есть. Но если у клиента есть ожидание, что что-то должно измениться, то, исходя из этого, он приходит к выводу, что он должен делать что-то иначе. При решении проблем в кратковременной терапии основным путем к решению является поиск ситуаций «отсутствия» проблемы. То есть, консультант целенаправленно расспрашивает клиента о тех ситуациях, когда проблема была меньше или вообще не возникала.

«Поиск ситуаций «отсутствия» проблемы и выяснение критериев, по которым можно будет определить, что проблема решена, — это два метода, с помощью которых можно пустить в ход разговоры об изменениях. Эффективность хорошо поставленной задачи (мероприятия), по крайней мере, отчасти зависит от того, насколько логичной и разумной ее считает клиент, и эта логика возникает в процессе того, как во время встреч обговаривают изменения».

Ориентированный не решение кратковременный терапевтический подход Стива де Шейзера предоставляет для системно-конструктивистского коучинг-процесса, который также ориентирован на решение, много элементов, которые проявляются как ведущие к цели и практичные. Ссылаясь на де Шейзера, дальше мы приведем правила, по которым следует искать ситуации, в которых проблема не возникала, или концептуализировать мероприятия. Эти правила могут оказаться весьма полезны и для коуча.

Основные правила по Стиву де Шейцеру:

  1. Определи, что делает клиент, что хорошо, полезно и эффективно.
  2. Определи разницу между тем, что произошло, когда проблема не возникла, и тем, что произошло, когда затруднения наступили. Стимулируй первое.
  3. Если возможно, заставь клиента шаг за шагом описать ситуации, когда проблема не возникала.

a) Выясни, что функционирует;

b) Выясни, что работало;

c) Выясни, что могло бы работать и

d) Предложи то, что легче всего.

4. Если необходимо, попроси клиента кратко, шаг за шагом описать проблему.

5. Определи различия между гипотетическими решениями и проблемой.

  1. Представь себе вариант решения проблемной ситуации, когда ты

a) делаешь отсутствие проблемы правилом;

b) изменяешь место возникновения проблемы;

c) меняешь состав участников проблемной ситуации;

d) меняешь очередность этапов решения проблемы;

e) добавляешь новый элемент или новый этап в проблемную ситуацию;

f) удлиняешь продолжительность проблемной ситуации;

g) вводишь случайное начало и конец;

h) повышаешь частоту возникновения проблемы;

i) изменяешь модальность проблемного поведения.

 

  1. Реши, что подойдет клиенту, то есть, какие задачи, опираясь на какие переменные (a-i),

покажутся разумными тому или иному клиенту. Какие из них клиент, скорее всего, реализует?

Нино Томашек «Системный коучинг»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s