После чуда

В статье представлена техника, которую можно использовать после «чудесного вопроса» в ориентированной на решение краткосрочной терапии (ОРКТ). Вначале авторы обсудят технику «упрощения ответов на чудесный вопрос», которая может помочь клиентам сфокусироваться на настоящем, уже содержащим решение. Дальше в статье будет рассмотрен авторский подход Стива де Шейзера и Инсу Ким Берг (1993) к использованию «шкалирующих вопросов» с клиентами после того, как они попробовали прожить какую-то часть своего «чуда» в реальности. Авторы помогают клиентам измерить все моменты их «чуда». Шкалирующие вопросы дают клиентам возможность обнаружить дополнительные характеристики их чуда и продолжить действовать новым способом, который был инициирован «чудом». В качестве иллюстрации будет приведен разбор соответствующего случая.

ВСТУПЛЕНИЕ

Вопросы могут быть самым важным инструментом терапевта. В течение терапевтической беседы клиент и терапевт совместно конструируют понимание реальности клиента, поэтому терапевты должны уделять пристальное внимание полезности вопросов, которые они собираются задавать (де Шайзер и Берг, 1993). В этой статье предложено руководство по совмещению двух эффективных техник задавания вопросов, которые описаны в литературе по ОРКТ: это чудесный вопрос и шкалирующие вопросы, используемые для достижения последовательных целей по созданию и поддержанию терапевтических изменений.

Изначально авторы помогают клиентам создавать изменения с помощью техники “упрощения ответов на чудесный вопрос”. Это помогает клиентам сфокусироваться на той специфической части их чуда, которая более реальна и достижима в рамках уровня их возможностей. Процесс фокусировки, запущенный этим методом, помогает клиентам обнаружить, что они сами способны создавать изменения в своей жизни.

Второй этап, закрепление изменений, включает “шкалирующие” вопросы (де Шайзер и Берг 1993). Данная интервенция чаще всего происходит во время второй или третьей терапевтической сессии, когда терапевты просят клиентов оценить отдельные части из их описания «чуда». Шкалирующие вопросы помогают клиентам увидеть выгоды, которые они могут получить, делая больше того, что им уже помогает.

Первая интервенция, состоящая из «упрощений ответов» клиентов на чудесный вопрос, способствует появлению основополагающей цели изменений, которые будут происходить. Вторая интервенция, с применением шкалирующих вопросов, достигает двух последовательных целей: продолжение создания новых изменений и поддержание тех изменений, которые уже произошли.

Весь этот процесс демонстрирует основной принцип ОРКТ, который состоит в том, что клиенты обращаются за терапией, потому что они ищут информацию для осуществления изменений.

УПРОЩЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ЧУДЕСНЫЙ ВОПРОС

Стив де Шайзер и его коллеги из Центра Краткосрочной Семейной Терапии в Милуоки разработали технику «чудесного вопроса» (де Шайзер, 1985, 1988, 1991), чтобы помочь клиенту и терапевту достигнуть согласия в описании того, как может выглядеть решение существующей проблемы. Де Шейзер (1988) описывает чудесный вопрос следующим образом:

“Представьте, что однажды ночью, пока вы спали, произошло чудо, и ваша проблема была решена. Как вы узнаете, что это произошло? Что будет иначе?” (стр.5).

Обычно клиенты в качестве ответа приводят истории о будущем, в котором их текущие затруднения больше не существуют.

“Цель чудесного вопроса в том, чтобы клиенты сформировали представление о маленьких, конкретных, специфических действиях, которые сообщат им о том, что проблема решена”. (Шилтс и Гордон, 1993). Чем больше клиенты с терапевтами проясняют цель чуда, тем больше они способны создавать новые истории о нахождении решений в их жизни. Де Шейзер и Берг (1993) определяют разговоры о том, что случиться после чуда как “разговоры о решении” (solution talk), разговоры за рамками проблемы.

Упрощение ответов на чудесный вопрос увеличивает эффективность чудесного вопроса, потому что его предназначение “помочь клиентам сфокусироваться на деталях чуда, и сконструировать решение из их ответов”. (Шилтс и Гордон, 1993). Как только клиенты начинают смотреть на решение своей проблемы как на свой актуальный опыт, с измеримыми характеристиками, они начинают концентрироваться на настоящем, в котором проблема уже в какой-то степени решена, в отличии от концентрации на неопределенном будущем.

Шилтс и Гордон (1993) описывают пошаговый процесс упрощения ответов на чудесный вопрос в своей статье “Упрощение ответов на чудесный вопрос”. На первой терапевтической сессии терапевт задает клиенту чудесный вопрос. По опыту авторов, клиенты часто описывают чудо, которое содержит сразу много компонентов, и это свидетельствует о том, как правило, что представление о «чуде» слишком большое и нереалистичное для того, чтобы клиент мог сконцентрироваться на нем. По этой причине, простые детали в описании чуда помогают клиенту и терапевту совместно сфокусироваться на конкретной и достижимой цели. После этого терапевт уходит из комнаты, предоставив клиенту достаточно времени для обдумывания своих ответов. Это поможет ему понять, какая самая маленькая деталь его чуда говорит о том, что в данный момент времени его цели в терапии начинают осуществляться.

Через 5-10 минут терапевт возвращается. Если клиент дает слишком обширное описание чуда, терапевт помогает найти в нем самую маленькую деталь, которая станет признаком того, что чудо уже происходит. Обычно терапевт завершает сессию заданием, которое основано на выбранном клиентом маленькой части чуда.

Маленького изменения обычно достаточно для запуска большого, системного изменения (де Шайзер, 1987). Из начального комплексного описания проблемы клиент и терапевт приходят к маленькому и простому изменению, которое может быть замечено. Упрощение ответов на чудесный вопрос воодушевляют клиентов двигаться в направлении поиска их собственных решений. Терапевт руководит ими, направляя внимание на маленькие реалистичные изменения, которые часто приводят к большим изменениям в их жизни. Так как клиенты измеряют их собственное уникальное чудо в соответствии с уровнем, который им подходит, они могут начать продвижение в то будущее, где достижения действительно возможны (Шилтс и Гордон, 1993).

Клиенты с достижимыми целями чувствуют, что они способны создавать изменения в своей жизни. Следующая цель в терапевтическом контексте — сохранение изменений. Согласно Дюрранту, на которого ссылаются Крал и Ковальски (1989) в работе “После чуда: вторая стадия в ОРКТ”, сохранение изменений становится возможным, когда новое описание жизненных историй клиента поддерживается поведенческими паттернами и особенностями взаимодействия с другими людьми.

ПОДДЕРЖКА ИЗМЕНЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ШКАЛИРУЮЩИХ ВОПРОСОВ

Крал и Ковальски (1989) применяют чудесный вопрос, чтобы “подчеркнуть разницу между шаблоном жалобы и шаблоном поиска исключений (изменений)” (стр.73). Изменение в поведении клиента возникают, когда терапевт и клиент выбирают кусочки информации, на которых можно сфокусироваться, как на целях терапии. Крал и Ковальски предлагают шесть различных способов, помогающих зафиксировать изменения, о которых говорят клиенты, отвечая на чудесный вопрос. Каждое из этих заданий извлекается из жалобы и основано на исключениях из проблемного поведения.

Авторы этой статьи исследуют сохранение изменений, что является вторым этапом терапевтического процесса, предлагая клиенту оценить по шкале каждую часть их описания чуда. Шкалирующие вопросы, как и чудесный вопрос, оказывают существенное влияние на терапевтический контекст. Де Шайзер и Берг (1993) включают шкалирующие вопросы в процесс терапии для “измерения” собственного ощущения клиента, для мотивации и воодушевления, а также для прояснения целей и чего угодно еще, что может быть важным для конкретного клиента”.

Используя шкалирующие вопросы, терапевт и клиент договариваются об определенном языке (числах) для измерения чего-либо, что обычно очень сложно описать словами (например, душевное спокойствие). Принцип шкалирования понятен большинству людей, когда “десять” означает максимальное достижение цели, а “ноль” означает абсолютное отсутствие движения по направлению к цели (де Шейзер и Берг, 1993).

СВЯЗЫВАНИЕ ШКАЛ С ЧУДОМ

Сочетание техник «упрощения ответов …» и шкалирования помогает клиенту запустить процесс изменений и поддерживать их. Надеемся, что этот язык для создания изменений выходит за рамки терапии и применим в повседневной жизни клиента. Пошаговый процесс, помогающий клиентам инициировать и поддерживать изменения, выглядит так.

  1. После определения сути проблемы, терапевт задает клиенту чудесный вопрос, как это описано де Шейзером (1988).
  2. Далее терапевт просит клиента упростить свои ответы на чудесный вопрос (Шилтс и Гордон, 1993).
  3. После того как клиент дает упрощенные ответы, описывающие ситуацию после чуда первая сессия обычно завершается домашним заданием, которое предлагает терапевт, основываясь на небольших элементах этого «чуда».
  4. На последующих и завершающей встрече клиента просят оценить его прогресс по шкале относительно его упрощенного описания. Клиенту предлагают измерить прогресс по шкале от 1 до 10. Важно помнить, что еще до терапии клиент мог оценивать проблемную ситуацию как близкую к нулю.
  5. После этого клиенту предлагается измерить полностью все элементы, составляющие его «чудо», используя шкалу 1-10.
  6. После рассмотрения всей полученной информации клиента просят обращать внимание на проявление в жизни всех элементов из его описания «чуда». На последующих сессиях используется шкалирование для всех элементов описания.

По сути, техника «упрощения ответов …» в сочетании со шкалирующими вопросами позволяет клиентам и терапевту с самого начала заметить изменения и поддерживать их. Упрощение ответов на чудесный вопрос инициирует изменения, а шкалирующие вопросы дают клиенту возможность оценить прогресс в терапии, таким образом, закрепляя изменения. Весь процесс обращен к необходимости для клиента и терапевта продолжать искать элементы, происходящих изменений.

В случае, который представлен далее, Ли Шилтс выступает в качестве терапевта. Этот случай был выбран, потому, что он очень ясно демонстрирует метод, описанный в данной статье. Первая, вторая и третья сессии изложены для иллюстрации того, как терапевт и клиенты работают вместе для инициации и закрепления изменений.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛУЧАЯ

Мистер и миссис Блок записались на прием к терапевту по вопросу отношений в семье. Во время приема миссис Блок рассказала терапевту о том, что они с мужем женаты девять лет. У них есть трехлетний сын. Миссис Блок утверждала, что у них с мужем есть проблемы в отношениях в течение последних шести месяцев.

Сессия 1

После того, как пара рассказала о причинах, по которым они обратились за помощью, терапевт задал им чудесный вопрос. Они дали описание, которое включало в себя одиннадцать элементов их жизни, после того, как чудо случилось. Среди них были интимная жизнь, смех, единение, энергия, игривость. В дополнение к этому чудо включало доброе отношение мужа к теще, которая жила вместе с супругами из-за своей болезни.

Терапевт сначала сделала комплимент паре за то, как они описали «чудо», а потом  попросила их определить одну часть чуда, которая станет признаком того, что ситуация начала улучшаться. Супруги сообщили, что они бы поняли, что «чудо» начало происходить, если бы они почувствовали большую степень «радости» во взаимоотношениях. После короткого перерыва терапевт снова сделала комплимент паре по поводу их работы и попросила в течение времени до следующей сессии обращать внимание на те моменты, когда у них получается быть радостными в отношениях друг с другом. Первая сессия завершилась этим заданием. Следующая встреча была назначена через неделю.

Сессия 2

Пара вернулась через неделю со списком их наблюдений, относящихся к небольшому элементу «чуда», на проявление которого они должны были обращать внимание в течение этой недели. После короткого обсуждения терапевт попросил супругов оценить уровень «радости» (упрощенный ответ на волшебный вопрос), который они переживали в течение недели. Муж оценил этот уровень на 6 баллов, а жена на 5. Терапевт похвалила пару за их работу и сказала, что их оценки показывают начало движения в сторону изменений.

После этого терапевт попросила оценить остальные элементы описания их «чуда». Пара демонстрировала прогресс всех элементов, составлявших их писание «чуда».  Терапевт предположила, что эти оценки так же свидетельствуют о том, что в их отношениях произошли дополнительные изменения. Сессия завершилась просьбой терапевта к паре обращать внимание на другие моменты, которые будут сообщать им о том, что «чудо» продолжает происходить. Также терапевт попросила их быть готовыми оценить все элементы описания «чуда» на следующей сессии. Следующая сессия была назначена через три недели.

Сессия 3

Пара вернулась спустя три недели на их третью и заключительную сессию. Терапевт попросила их снова оценить все элементы описания их «чуда» по шкале от 1 до 10. Пара показала сохранение уже имевшихся изменений и наличие дальнейшего прогресса всех элементов, составлявших описание «чуда». Их оценки элементов были от 5 до 8 баллов по отдельным элементам. На этом этапе супруги решили завершить терапию.

Резюме

Этот случай демонстрирует применение авторами техники «упрощения ответов на чудесный вопрос» вместе со шкалирующими вопросами. Прежде всего, этот случай показывает, как изменение может быть обнаружено и зафиксировано с помощью комбинирования двух этих техник в рамках ОРКТ.

Техника «упрощения ответов …» дает клиентам возможность обнаружить те цели, которые уже существуют, тем самым начать процесс изменений. Шкалирующие вопросы применяются вместе с «чудесным вопросом» для закрепления изменений. Шкалирующие вопросы позволяют клиентам «измерить» их успех, тем самым давая им инструмент, определяющий количественное выражение этих изменений. Этот процесс предоставляет возможность клиентам увидеть, что им необходимо делать для сохранения или увеличения желаемых изменений.

Семейная пара из данного примера определила один элемент описания их «чуда» (радость), говорящий им о том, что изменения начали происходить. Их сообщение об улучшении оценок по разным шкалам стало для них и терапевта свидетельством того, что они закрепили или повысили уровень желаемых изменений. Терапевт наблюдал за парой в ходе трех сессий. Последующие шесть месяцев показали, что супруги закрепили изменения, относящиеся ко всем частям их чуда. Они продолжили “работать над чудом” и оценивать его для понимания качества их отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная статья обращается к идее о том, что терапия должна помогать клиентам находить смысл создания и закрепления изменений. Процесс интеграции техник «упрощения ответов на чудесный вопрос» и «шкалирующих вопросов» часто является эффективным способом выполнить эту задачу. Авторы, работающие в рамках ОРКТ, предполагают, что техника «упрощения ответов …» дает клиентам возможность самим инициировать изменения в их жизни. А последующее шкалирование помогает измерить прогресс в терапии. Весь процесс поддерживает основную философию краткосрочной терапии, ориентированной на решение, которая заключается в том, что клиенты обращаются за терапией, потому что ищут информацию об изменениях.

Авторы верят, что данную интервенцию можно применять в отношении многих  клиентов, имеющих широкий диапазон проблем. Тем не менее, следует отметить, что терапевты должны быть в достаточной степени подготовленными в применении модели ОРКТ, а также, должны обязательно придерживаться последовательности процесса, описанной в этой статье. Например, по опыту авторов, хорошо сконструированные цели в процессе ответа на чудесный вопрос должны  предшествовать шкалированию для обеспечения точного измерения успеха.

Очевидно, данная техника нуждается в дальнейшем исследовании. Авторы продолжают изучать ее полезность в работе с клиентами и проверять ее эффективность в рамках консультирования клиентов на дому. Кроме того, в целях дальнейшего исследования мы предлагаем всем заинтересованным специалистам попробовать использовать рассмотренные техники в различных контекстах (терапия, тренинг, супервизия).

Ли Шилтс

Арлин Брет Гордон

Перевод: Мария Шут

Оригинальная статья: Lee Shilts, Arlene Brett Gordon. “What to Do After the Miracle Occurs”. Journal of Family Psychotherapy, Vol. 7(1) 1996.

ССЫЛКИ

Berg. I.K. (1992). Family based services. Milwaukee, WI: Brief Family Therapy Press.

Berg, I.K. & de Shazer, S. (1993). Making numbers talk: Language in therapy. S.Friedman (Ed.). The new language of change (pp. 5-24). New York: Guilford.

de Shazer, S. (1985). Keys to solution in brief therapy. New York: Norton.

de Shazer, S. (1987). «Minimal elegance.» Family Therapy Networker, 11 (3), 57-60.

de Shazer, S. (1988). Clues: Investigating solutions in brief therapy. New York: Norton.

de Shazer, S. (1991). Putting difference to work. New York: Norton.

Kral, R. and Kowalski, K. (1989). After the miracle; The second stage in solution focused brief therapy. Journal of Strategic and Systemic Therapies, 8, 73-76.

Shilts, L. & Gordon, A.B. (1993). Simplifying responses to the miracle question. Family Therapy Case Studies, 7, 53-59.