Комплименты в ОРКТ

Важной частью работы психотерапевта в подходе SFBT является воодушевление клиентов, разворот от негативизма и пессимизма к оптимистичному видению своих лучших качеств, преимуществ, возможностей, которые дает ситуация, разворот к позитивному образу будущего. Безусловно вся модель, на который построен подход, является конструктивной и позитивной. Мы признаем клиента экспертом в его ситуации (это, конечно, не является, поощрением антисоциального поведения, других разрушительных тенденций).

Однако, автономность клиента, его способность к самостоятельной жизни, самостоятельным решениям, проявление самостоятельных успехов – это и есть критерий успешно проведённой терапии. Для этого мы предоставляем клиенту самому указывать цели терапии, определить когда начать или завершить курс, показываем клиенту его собственные способности, с помощью которых он справляется с проблемами.

Одним из умений психотерапевта, работающего в этом подходе, является умение поддержать, мотивировать, убедить клиента в собственной способности справляться с проблемами, это умение невозможно без овладения техникой комплиментов.

 

Приветствие

Как правило, и в первый, и возможно во второй раз, клиент приходит к нам с ожиданием чего-то тревожного, напряженного, именно поэтому его необходимо встретиться радушно, поговорить немного о том, как хорошо, что ему удалось добраться вовремя, несмотря на плохую погоду, автомобильные пробки и т.п. В этом нам поможет определённое предвосхищение чуда, который обязательно случится на нашей встрече.

Называют клиента по имени (совсем необязательно в каждом предложении, но, как минимум, в ключевых моментах коммуникации). Это — выражение уважения к клиенту, а также способ привлечь внимание к нашим важным посланиям (срабатывает ориентировочный рефлекс).

 Прямые комплименты, похвала

 Когда клиент рассказывает о сложных ситуациях, которые он преодолел, потихоньку раскрывается, мы уже можем в адекватной степени похвалить его достижения (не преувеличивая и не перехваливая). Сопереживания, эмпатия, сочувствие человеку и в радости, и в горе — уникальный фактор терапии, который нельзя недооценивать. Именно поэтому мы должны быть свежими, открытыми каждому новому клиенту, на каждый следующей встрече. Доверие и прямая похвала (как здорово, что вы с этим справились, или «На самом деле получил пятёрку? Это же отлично!»).

Возможно — немного «недоверчивая» позиция — «Да ну? Не может быть, сложно даже поверить!») — все это не только снимает барьеры в общении, но и выводит коммуникацию на совершенно новый позитивный уровень для конструирования решения.

 Искренний интерес и комплиментывопросы

 Используя комплименты данного типа, мы проявляем интерес к человеку, удивляясь тому, как у него получается то или иное поведение, умение и т.п. «Как вам это удается?» — центральный вопрос такого комплимента-вопроса стимулирующий клиента искать в прошлом подтверждение своих умений, вместе с тем совершенно очевидно, что это и определенная похвала его способностям. Здесь мы соотносим с конкретным человеком совершенно конкретные успехи.

Как же поступить в такой сложной ситуации?

 Меньше всего клиент ожидает от психолога такого вопроса. И тем не менее, такой вопрос будет естественен в подходе ориентированной на решение терапии, где клиент является экспертом в своей проблеме. Мы можем не только признать роль эксперта, но и занять «позицию незнайки», выразить таким образом, что в этом конкретном случае клиент сам проявляет гораздо большую мудрость, чем мы. И мы имеем право попросить у него совета.

Недирективное использование позитивных слов и выражений

 Вспоминая гипнотерапию Милтона Эриксона, можно заметить, насколько часто используются позитивные, ресурсные слова в коммуникации терапевта с клиентом. Несмотря на то, что мы не работаем в гипнотическом ключе, все равно в моменты наших высказываний, клиент доверяет нам как авторитету.

Таким образом, наша речь должна содержать не только позитивные и ободряющие выражения, но и абсолютную уверенность в том, что любая проблема может не только периодически слабее проявляться, но и иметь исключения, а клиент — силы справиться с ней.

Присоединение терапевта

 Присоединение к клиенту на первой сессии — залог успешного cотрудничества. Ближе к окончанию встречи, терапевт про себя начинает подводить итоги, суммирует информацию, которую он собрал, думает о том, что может послужить для создания рабочего решения. Процесс завершения сессии включает в себя несколько небольших этапов. Они будут подробнее обсуждаться в главе, посвященной структуре сессии, но тем не менее именно здесь необходимо ещё раз подчеркнуть роль важности комплиментов. Завершение сессии — ещё один удобный момент для того, чтобы дать клиенту возможность увидеть со стороны свои позитивные ресурсы и силы, а терапевту — усилить их, ещё раз подчеркнуть значимость со своей позиции: «Я впечатлен, тем, как вы справляетесь с…».

Алексей Михальский

Из книги SFBT. Ориентированная на решение краткосрочная терапия

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s