Как задавать чудесный вопрос

Хотя мы встречаем иногда терапевтов, которые, кажется, интуитивно знают, как эффективно использовать чудесный вопрос, годы опыта дали понять нам, что большинству людей требуется некоторые рекомендации. Мы считаем полезным следовать нескольким достаточно простым на первый взгляд правилам:

1. Начните с того, чтобы спросить что-то вроде «Что если я задам вам странный вопрос?». Это послужит для клиента сигналом о том, что разговор будет отличаться от обычного повседневного разговора. Это важно, т.к. ответ на чудесный вопрос требует готовности временно отказаться от обычных представлений о реальности. Для многих людей размышления над ответом вызывают существенный сдвиг в их состоянии сознания. Когда мы пропускаем этот вводный вопрос, у клиента растет беспокойство и он может даже Вас иногда прерывать, прежде чем Вы закончите произносить вопрос. Подождите, пока клиент не кивнет или пока не скажет «да», прежде, чем продолжать.

2. Затем продолжайте: «Предположим, после того, как мы поговорили сегодня, Вы уходите и делаете то, что обычно делаете в такой день. Затем, в конце дня, Вы занимаетесь своими обычными делами. Потом Вы идете домой, ужинаете, возможно, смотрите телевизор, делаете все, что обычно делаете вечером».

Выберите детали, которые подходят для вашего клиента, и продолжайте, пока клиент не кивнет. Когда вопрос задают всей семье, полезно по очереди взглянуть на каждого человека и предложить вещи, которые будут подходящими для матери, отца, ребенка и т.д. Или можно сделать то, что делал Стив де Шейзер: посмотреть на пол или потолок, чтобы не указывать, кто должен ответить первым.

3. Когда клиент кивнул, продолжайте, например, так: «Потом становится поздно, вы устаете, ложитесь спать и засыпаете». Подождите теперь подтверждающего кивка, чтобы удостовериться, что клиент следует за вами. До сих пор вы не задавали никаких вопросов. Все, что вы сделали, это пригласили клиента подумать о том, как выглядит его обычный день и вечер. Вы хотите, чтобы клиент мысленно покинул терапевтическую комнату и представил конкретную реальность своего дома и связанные с ней детали повседневной жизни, потому что именно здесь происходят изменения и здесь их можно заметить.

4. «И вот ночью… пока Вы спите… случается чудо». Здесь важно сделать паузу и подождать реакции клиента: улыбки, поднятой брови или вопросительного взгляда. Инсу Ким Берг часто пристально смотрела на клиента и улыбалась. Стив де Шазер предупреждал, что здесь важно сделать паузу, но не надолго, потому что в этом случае клиенты довольно часто говорят, что не верят в чудеса. Иногда такое происходит даже если пауза короткая. Гарри Корман предлагает отвечать: «Я тоже, но что если вы притворитесь на время, как будто вы верите?»

5. «И не просто чудо. Это чудо, которое устранит проблемы, которые привели вас сюда…, вот так» (некоторые терапевты делают здесь щелчок пальцами). Исключение фразы «проблемы, которые привели вас сюда» из формулировки вопроса — одна из самых распространенных ошибок использования чудесного вопроса, которая регулярно приводить к тому, что клиенты начинают отвечают о смутных, нереалистичных целях.

6. «Но поскольку чудо произошло, когда вы спите, вы не узнаете, что оно произошло». В этот момент клиенты обычно кивают, задумчиво смотрят на стену позади психотерапевта и ведут себя так, как будто сосредоточенно думают об этом.

7. «Итак… Вы просыпаетесь утром. Ночью случилось чудо. Проблемы, которые привели вас сюда, исчезли, вот так. Как вы обнаружите, что все стало по-другому? Что будет первым, что вы замечаете после того, как проснулись?»

На протяжении многих лет мы наблюдали, что на этом этапе тела наших клиентов обычно становятся неподвижным, а их дыхание углубляется и замедляется. Глаза, кажется, немного расширяются и теряют фокус. Обычно они продолжают смотреть в пространство или смотрят на пол, пока думают над ответом.

Часто они даже закрывают глаза на несколько секунд. Важно дать клиенту время для размышлений. Так что постарайтесь расслабиться в своем кресле, сделать хороший глубокий вдох и терпеливо ждать. Если в комнате несколько человек, они часто смотрят друг на друга и иногда спрашивают интервьюера, кто должен начать.

Из книги “More than miracles: The state of the art of solution-focused brief therapy» by Steve de Shazer and Yvonne Dolan with Harry Korman, Terry Trepper, Eric McCollum, and Insoo Kim Berg. 2007

Перевод Гамзин Юрий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s