Работа с будущим

Ивон Долан и Люк Изебарт описали несколько способов помогающих клиенту посмотреть на себя в текущей ситуации с точки зрения себя в будущем, включая письмо из будущего, совет от более опытного и мудрого себя, размышление о ситуации через год и план на 5 лет. Стив Кови описывает технику, в которой клиент может описать, что он хотел бы услышать от людей, пришедших на его собственные похороны.

Опыт показывает, что только клиенты, заинтересованные в изменениях своего поведения, готовы представить, как они могут повлиять на настоящее, представляя себя в будущем. Для клиентов, которые все еще являются посетителями или жалобщиками, рекомендуется использовать другие техники.

Письмо из будущего

Клиент получает следующее задание:Напишите самому себе сегодняшнему письмо от себя из будущего. Выберите точное время в будущем (например, 1 год, 3 или 5 лет). Представьте себя в будущем в это время и напишите себе сегодняшнему, что у вас все идет хорошо. Опишите где вы находитесь и что делаете. Опишите самые важные вещи, которые вы сделали, чтобы добраться до вашего хорошего будущего. Наконец, дайте себе мудрые и добрые советы от самого себя будущего.

В качестве тренера команды психиатров «Врачи без границ»я проводила обучение консультантов в северной части Шри-Ланки. Консультанты работали в лагерях беженцев, которые были созданы во время войны между тамильскими тиграми и правительством Шри-Ланки. В рамках тренинга консультанты написали себе письма из будущего. Один женщина начала плакать, когда писала.

После этого она сказала, что написание письма заставило ее понять, что она должна продолжать заботиться о своих детях, даже если ее муж пропал без вести и ее дом был сожжен месяц назад. «Я чувствовала себя мертвой внутри. После того, как я написала письмо, я снова почувствовала себя живой», — сказала она.

Напишите письмо из будущего и позвольте себе удивиться тому воздействию, которое может оказать эта практика. Для клиентов, проходящих терапию отношений, написание писем из будущего может предложить много отправных точек для улучшения отношений.

Старше и мудрее

Клиента можно попросить представить, что прошло много лет и что он или она стали старше и мудрее; тем не менее, клиент все еще здоров, хорошо выглядит, пребывает в здравом уме и твердой памяти. Терапевт может задать клиенту следующие вопросы:

• «Оглядываясь назад на свою жизнь, какой совет вы бы дали себе более молодому?»

• «Когда вы оглядываетесь назад на свою жизнь, что вам больше всего нравится в жизни, которую вы прожили?»

• «Есть ли что-то, чего вы хотели бы сделать больше или сделать иначе?»

• «Можете ли вы указать по шкале от 10 до 0, в какой степени вы достигли того, чего хотите на данный момент?»

• «О чем, как вы хотели бы, будут вспоминать с любовью ваши дети, думая о вас?»

• «Каков был бы самый маленький шаг, который вы могли бы сделать, чтобы достичь большего числа по шкале?»Клиента можно также пригласить на виртуальную прогулку со своим старшим и более мудрым я. И предложить попросить совета в поиске решения его или ее проблемы.

Через год

Клиент описывает день своей жизни через год. Описание дня лучше делать подробным, с большим количеством деталей. Если клиенту трудно сделать выбор, это может быть хорошим вмешательством, так как последствия обоих вариантов могут стать более очевидными. Даже если у терапевта создается впечатление, что клиент не видит последствий определенного выбора, это все равно может быть ценным вмешательством.

План на 5 лет

Клиенту предлагается заглянуть дальше, чем обычно. Его или ее просят разделить большой лист бумаги на части, нарисовав таблицу. На вертикальных линиях клиент перечисляет (под)цели, которые он или она хотели бы достичь, это может касаться, например, работы, отношений или денег.

На горизонтальных линиях клиент записывает для каждого цели, чего он или она хотели бы достичь через 5 лет. В полях таблицы клиент записывает шаги, которые он или она может предпринять для достижения цели, например:«Если здесь я хочу быть через 5 лет, как далеко я должен буду пройти через 3 года? Чего я должен буду достичь к тому времени? А через 2 года? А через 1 год? И через 3 месяца? А что я могу начать делать сейчас?»

5-летний план помогает клиентам сформулировать реалистичные цели и разложить их на временной шкале, чтобы увидеть, какие шаги лучше использовать, чтобы максимизировать шансы на достижение целей.

Посещение своих собственных похорон

Клиенту предлагается представить путешествие во времени на 3 года вперед, оказавшись на похоронах. Оказывается, это собственные похороны клиента. Четыре человека выступают с речью: член семьи клиента, друг, коллега с работы и кто- то клиент знает через его или ее социальной сети (например, религиозные организация, спорт). У клиента спрашивают:«Что бы вы хотели, чтобы эти люди сказали о вас на похоронах? Какое влияние вы хотели бы оказать на их жизнь?»

Фредрик Баннинк

Из книги: 1001 Solution-Focused Questions. Handbook forSolution-Focused Interviewing (2006)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s