О чем говорят фантазии клиента

Один из самых распространенных вопросов терапевтов, начинающих использовать технику чудесного вопроса:

«Что делать, если клиент начинает фантазировать и давать ответы, полностью оторванные от реальности?»

Такая ситуация может пугать и подрывать уверенность в том, что это техника является хорошей идеей для использования. Здесь есть достаточно простые способы выйти из этого положения с пользой:

1. Можно как Стив де Шейзер просто помолчать, предоставив клиенту возможность оценить свой ответ, и подумать насколько он реален или уместен в данном случае.

2. Можно мягко помочь клиенту (используя дополнительные вопросы) подумать о реалистичности его ответов. Например: Как вы оцениваете вероятность того, что, то о чем вы говорите, сбудется/произойдет?

3. Или можно использовать фантазию клиента как основу для изучения того, что за ней стоит:

Да, вы выиграете в лотерею большую сумму денег. Что вы будете делать тогда? Что будет по-другому в вашей жизни? Как изменится ваша работа, досуг, отношения с близкими?

Разговор о том, что нужно клиенту может выявить совершенно нефантастические формы достижения его целей.

Одним словом, ответ клиента на чудесный вопрос, даже если он будет фантастическим, это начало большого разговора о картине будущего клиента, где его проблема решена. И это очень полезный материал для исследования того, какие потребности клиента стоят за его фантазиями.

Гамзин Юрий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s