Бывают ли терапевты нечестны с клиентами?

Согласно исследованию Бланшара (Blanchard) и Фарбера (Farber) от 2016 года 93% опрошенных клиентов сообщали, что лгали или иным образом были нечестными по отношению к своему психотерапевту. Нечестность клиентов во многом связана с чувством стыда или смущения.

Однако психотерапевты тоже бывают нечестны перед клиентами.

Кертис и Харт (2015) были одними из первых, кто изучил вопрос утаивания информации или обмана терапевтами клиентов. Они обнаружили, что 96% терапевтов сообщили о намеренном сокрытии информации от клиентов «в целях защиты клиента», в то время как 81% сообщили о прямой лжи своим клиентам.

Недавно Исследовательская группа из Педагогического колледжа Колумбийского университета (Devlin Jackson, Catherine Crumb, Barry Farber) провела исследование относительно частоты и содержания нечестности терапевтов.

Был опрошен 271 практикующий терапевт из 38 штатов США и 12 других стран. Среди них около 20 % были мужчины, 80 женщины; 61,7% практиковали менее 10 лет, 21,4% — от 10 до 20 лет и 16,9% — более 20 лет. 11,3% респондентов практиковали психодинамические подходы, 21,4% указали, что используют когнитивно-поведенческую терапию или диалектическо-поведенческую терапию, 1,5% указали на гуманистическое направление, 57,9% практиковали интегративый (эклектический) подход и 7,9% указали на другие направления.

Опрос психотерапевтов исследует частоту «лжи терапевта» по 23 темам:

— невнимательность терапевта;
— забывчивость терапевта относительно информации, сказанной ранее клиентом;
— компетентность терапевта;
— уверенность терапевта в способности помочь клиенту;
— прогресс в терапии;
— доступность терапевта;
— причины отмены/переноса сессий;
— причины опозданий;
— обсуждения с другими людьми;
— обсуждение диагноза;
— обоснование стоимости терапии;
— обсуждение повышения квалификации или должности терапевта;
— знание чего-то или кого-то;
— обладание терапевтом сторонними знаниями;
— физическое / психическое здоровье терапевта;
— физическое и эмоциональный состояние терапевта;
— личная жизнь терапевта;
— личные убеждения и ценности;
— симпатия / антипатия к клиенту;
— чувства фрустрации / разочарование;
— романтические / сексуальные чувства к клиенту;
— причины не брать клиента;
— причины прекращения терапии.

В дополнение к общей гипотезе исследователей о том, что терапевты иногда не совсем честны с клиентами в беседах по указанным темам, была выдвинута гипотеза, что более опытные терапевты обманывают клиентов чаще.

Исследование показало, что в целом, терапевты чаще всего нечестны в вопросах:

1) фрустрации / разочарования;
2) симпатии / антипатии к клиенту;
3) физическое и эмоциональный состояние терапевта;
4) личные убеждения и ценности;
5) забывчивость терапевта.

И наоборот, терапевты реже всего нечестны в отношении:

1) обсуждения повышения квалификации;
2) обоснования оплаты;
3) причин прекращения терапии;
4) опозданий или пропуска сессии;
5) обсуждении диагноза.

Результаты анализа подтвердили гипотезу о том, что терапевты с большим опытом чаще обманывают или скрывают информацию от клиентов.

Хотя результаты указывают на то, что больший опыт терапевта коррелирует с более высокими показателями нечестности, важно учитывать контекст. Терапевтические отношения требуют, чтобы терапевт выполнял роль слушающего, а клиент выполнял роль раскрывающегося лица. Даже когда речь идет о самораскрытии терапевта, профессиональные границы внутри терапевтического альянса должны быть сохранены. Раскрытие всех мыслей и чувств терапевта изменило бы намеченные роли в терапевтическом процессе (Audet , 2011). Опытные терапевты могут четко осознавать этот факт и сознательно выбирать тактичную нечестность для сохранения терапевтического альянса.

Американская психологическая ассоциация (APA; 2002) признает необходимость и полезность тактической нечестности:

«В ситуациях, когда нечестность может быть этически оправданной для максимизации выгод и минимизации вреда клиента, психологи обязаны рассматривать необходимость возможных последствий и свою ответственность за исправление возникающего недоверия или других вредных последствий, возникающих в результате использования такой нечестности».

Очевидно, что нечестность допустима, если она используется в интересах клиента и если тщательно продуманы последствия таких действий. Опыт может позволить терапевтам лучше судить, когда польза от недостаточной честности перевешивает последствия.

Исследовательская группа намерена продолжать исследования темы нечестности, изучая вопросы мотивов, обоснований и последствия нечестности терапевтов перед своими клиентами.

Гамзин Юрий

По материалам Society for the Advancement of Psychotherapy

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s