Размышления о чудесном вопросе

«Чудесный вопрос» — это не простой вопрос с готовым ответом, как например: «Сколько сейчас времени?» «10:15». Когда терапевты рассматривают его ошибочно как простой вопрос, они думают, что клиенты должны ответить определенным образом (возможно, дать какой-то идеальный ответ). И когда клиенты этого не делают — что происходит в большинстве случаев — терапевты говорят, что чудесный вопрос не работает. Эта идея и такие ожидания приносит вред, как терапевту, так и клиенту. Конечно, клиент не может дать определенный «ответ», он или она может дать только какой-то «ответ». Чудесный вопрос не используют с намерением получить определенный ответ; эта техника нужна чтобы получить лишь первый элемент в большом описании чудесного будущего, первый шаг терапевта, направленный на побуждение клиента дать соответствующие ответы.

То есть я рассматриваю чудесный вопрос как средство для установки фреймов, способ инициировать языковую игру, которая определяет, о чем пойдет речь между клиентом и терапевтом далее. Чудесный вопрос побуждает клиента рассказать о своих пожеланиях о жизни, после решения проблемы. И обычно клиенты делают это. Они говорят что-то вроде:

«Я чувствую, словно гора упала с моих плеч».
«Я выпрыгну из постели».
«Я пойду на работу почти так же, как обычно, за исключением того, что я захочу пойти на работу».

Как это часто бывает, клиент начинает с разговора о том, как он сразу «почувствует себя лучше».

Разве я не смотрю в себя и не говорю: «Какое слово подходит для этого чувства, для этого настроения?» — И ясно ли, что мое настроение, например, от этого не усиливается? (Витгенштейн, 1982, стр. 78е).

Действительно, изучение «чувства, когда тебе лучше», связанного с этим первоначальным ответом, путем более подробного изучения деталей и окружающего контекста, будто бы усиливает это чувство. Это напоминает Витгенштейну о следующем:

«Как часто ты бываешь счастлив? Необычный вопрос. Но он может иметь смысл. Ответ может быть следующим: «Всякий раз, когда я об этом думаю». (Витгенштейн, 1982, с. 2е.)

Безусловно, одна из терапевтических проблем заключается в том, как помочь клиентам поддерживать «чувство, когда тебе лучше» или помочь клиенту понять, как сохранить «чувство когда тебе лучше», чтобы он не забывал, что чувствует себя лучше. Поскольку «чувство когда тебе лучше», как правило, мимолетно — особенно в начале, когда клиент только начинает размышлять об этом, — терапевт сначала немного подождет, чтобы увидеть, продолжает ли клиент размышлять в этом направлении. Если нет, он задаст вопрос, связанный с тем, что сказал клиент:

«Гора упала с плеч …, хорошо, так что вы будете делать?»

«После прыжка с кровати, что будете дальше?»

«Что изменится, когда вы пойдете на работу?»

В каждом случае ответный вопрос терапевта призван помочь клиенту создать больше деталей и встроить описания клиентов в более широкий социальный контекст — поскольку, как указывает Витгенштейн:

«Когда дело доходит до эмоций и чувств, главный вопрос: «В каком контексте это происходит?» (Витгенштейн, 1982, с. 3е).

Когда клиент воображает, что «чувствует себя лучше» в более широком диапазоне ситуаций с участием других людей, он может начать переходить от «я могу представить, что я чувствую себя лучше» к «я могу представить, что мне уже лучше». Это, вероятно, не произошло бы, если бы описание оставалось только в отношении его или ее чувств, поскольку об этом слишком сложно помнить.

Конечно, такого рода разговоры не являются нормальными; мы бы никогда не сказали «я могу представить …» мы могли бы просто сказать «я представляю …», но это, постепенно или быстро превращается в более распространенную фразу «я чувствую себя лучше», которая является совершенно нормальной способом говорить. На самом деле клиенты обычно выходят из условного наклонения («я бы…») в простое настоящее время. Использование будущего времени в описании дня после чуда встречается редко.

Многие клиенты находят ответ на вопрос о том, как другие люди узнают, что чудо произошло гораздо более легким, чем когда этот вопрос касается их. Возможно, это связано с тем, что вопрос ставит «чувство, что тебе лучше» в контекст, в котором они приобретают смысл: в конце концов, любой «внутренний процесс» нуждается во внешних критериях» (Витгенштейн, 1968, № 580), и «чувствовать себя лучше» не исключение.

В этой ситуации кажется разумным, что клиент должен задать себе такой вопрос в этой ситуации:

«Как другие люди отреагируют на мое самочувствие (после чуда)?»

То есть, чтобы дать описание, клиент должен представить, что чувствует себя лучше и, как следствие, ведет себя иначе и, возможно, думает иначе. Довольно сложная задача, но многие, справляются с ней довольно легко. Таким образом, чудесный вопрос на самом деле вообще не является вопросом. Скорее, это первый шаг в языковой игре. Когда клиент отвечает, терапевт задает следующий вопрос, чтобы помочь клиенту уточнить и расширить свой первоначальный ответ.

Таким образом, единицей анализа становится: 1) ответ (утверждение) клиента -> 2) вопрос терапевта. (У нас есть высказывание в BFTC: ответ, который вы получите, говорит о том, какой вопрос вам надо задать). Очевидно, что это не та ситуация, в которой у клиента есть готовые ответы и терапевт просто вытаскивает их. Скорее, это ситуация, в которой они вместе строят концепцию того, что «лучше» и разрабатывают подход к достижению этой более желательной ситуации.

Еще одна, связанная с этим, идея также мешает терапевтам и клиентам. Иногда, работая с парами, семьей или группами, многие терапевты ведут себя так, как будто они думают, что каждый человек должен иметь равное время для разговора. Таким образом, каждому человеку предоставляется возможность описать свои индивидуальные пожелания вокруг результатов чуда. Это, конечно, было бы разумно, если бы ответы уже были где-то внутри каждого человека. Тем не менее, ответ на чудесный вопрос фактически конструируется во взаимодействии между участниками, и никто не знает заранее, как будет выглядеть эта картина. Терапевты иногда ведут себя так, как будто они забыли, что слушание является нормальной частью любого разговора.

Стив де Шейзер

Перевод Гамзин Юрий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s