Вопросы к нарративному подходу

С тех пор, как мы выпустили первое издание этой книги, постмодернизм в общем и социальный конструктивизм в частности пронизал всю психотерапию. Эти два течения обнародовали идею, что реальность социально сконструирована опытом клиентов в качестве истории или нарратива. Исходя из этого предположения реальность клиентов или членов семьи может быть полностью трансформирована, если им помочь переписать их персональные нарративы через практику нарративной терапии. С точки зрения теории метаконцепций, (1) нарративная терапия облегчает смысловые ограничения клиентов, помогая им писать новые истории.

Мы верим, что персональные нарративы могут быть сами по себе мощными ограничителями, однако мы наблюдаем, что новые нарративы появляются спонтанно, когда клиент становится менее сдерживаемым каким либо способом. Редко мы должны активно соавторствовать новым нарративам или вести клиента к новой усиливающей его истории. Такие истории уже существуют внутри клиентов. Мы просто должны облегчить их появление. Здесь лежит важное различие между позицией метаконцепций и нарративной терапией: мы остаемся убеждены, что люди содержат неиспользованные ресурсы, в то время как социальный конструктивизм ведет нарративных терапевтов к отбрасыванию этой точки зрения и описыванию любого улучшения как следствию взаимодействия с другими людьми. По этой причине нарративные терапевты используют вопросы для ведения клиентов к новым, часто героическим историям  (2) по поводу их самих и их жизни.

Убеждение, что все, в чем нуждаются клиенты – это только новая история является неудачным. Клиенты часто пойманы в запутанную паутину ограничений, из за которой новая история не появляется. Ограничение, которое игнорируется, может быстро ослабить новую историю, если она не подкрепляется постоянно терапевтом или поддерживающей группой. Например, один из авторов книги (Ричард Шварц) много работал с женщинами, пережившими насилие в детстве. С этими клиентками вполне возможно выйти за пределы переживаний женщины в этой ситуации и обнаружить случаи, когда она преодолевала и совладала со своими чувствами страха и боли, убеждая ее, что она скорее героическая личность, чем грязная и дефектная.

Однако, когда Шварц пытался работать этим способом, он нашел, что существуют субличности, которые не согласны с этой новой историей. Фактически, в этом случае эти субличности будут даже сильнее пытаться вернуть ее назад, к предыдущему восприятию самой себя. Обычно там были части Я, которые ненавидели клиентку за проявление сексуальных чувств к насильнику и они боялись, что если она начнет действовать компетентно, то она будет действовать в соответствии со своими сексуальными чувствами. Другие части Я несли в себе убеждение, что если она начнет хорошо себя чувствовать, то она будет наказана, так как это именно то, что обычно делал с ней насильник. Еще другие части несли в себе долги по лояльности к своей собственной семье и боялись, что если клиентка будет чувствовать себя сильнее, она может оборвать с ней отношения.

Шварц нашел, что терапевтическая работа происходит лучше, если он и клиент, вместо восприятия этих сопротивляющихся голосов в качестве реликтов старой истории и попыток игнорирования или борьбы с ними, выслушает страхи этих частей и разрешит им рассказать свои истории. Когда клиентка может проявить сострадание к этим частям Я, они перестают саботировать ее продвижение.

Когда нарративный терапевт становится активным соавтором новой истории, ее «продажа» может обернуться подавляющим, доминирующим дискурсом внутри личности. Результатом может быть маргинализация других внутренних историй или их конфликт с новой. Это может быть одной из причин того, что нарративный подход так интенсивно полагается на системы поддержки (создание клиентских лиг, написание писем, рефлексивных команд). Последствием этого может быть то, что некоторым клиентам нужно постоянное подкрепление внутренней гегемонии новой истории и подавление старой.

В других случаях, изменение историй само по себе не решает проблему, так как проблема укоренилась в ограничениях поведенческой сферы или сферы эмоций). Ограничения на других уровнях системы (таких как уровни биологии или сообществ) или внутри одного уровня (организационные проблемы, ограничения в ходе развития) могут также существовать. Может случиться, что облегчение этих ограничений невозможно работая исключительно из нарративной перспективы. Не желая подрывать доверие к нарративному подходу, мы остаемся убежденными, что нарративная метафора настолько полезна, насколько мы можем выйти за пределы узкого восприятия, которое диктует ее исключительное использование.

______________________________________________________

(1) Терапия метаконцепций, разрабатываемая авторами является интегративным подходом.  Она представляет собой терапию, ориентированную на сотрудничество и помощь клиентам  в освобождении их от ограничений. Основываясь на понятии негативного объяснения Бейтсона, Breulin с коллегами пишет: Теория ограничений просто утверждает, что люди делают, то что они делают или думают то, что они думают по причине того, что они удержаны (то есть ограничены) от делания и думания как-то иначе. « Ограничение»- является фактором в проблемно-поддерживающей структуре, которое удерживает систему пациента от разрешения проблемы. Проблемно-поддерживающая структура может быть помысленна как «паутина ограничений».  Ограничения клиентов исследуются авторами исходя из 6 метаструктур:  Внутренняя система субличностей, Струтура семьи, Последовательности семейных интеракций, Развитие, Культура и Пол.

(2) Как в терапевтическом анекдоте про энурез. «Он у меня еще остался, но я уже им горжусь». Хотя с терапевтической точки зрения это не такой уж плохой результат. По крайней мере клиент избавился от социальной изоляции и может вести  полноценную  жизнь, экстернализировав свой энурез.

Из книги Douglas C. Breunlin, Richard C. Schwartz, Betty Mac Kune-Karrer  Metaframeworks. Transcending the Models of Family Therapy.

Источник: Supporter.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s