Домашние задания в ОРКТ

Поскольку подход SFBT во многом имеет дело с изменениями в поведении, клиенту предоставляется большая роль в осуществлении самостоятельной работы. Как говорил Стив де Шейзер, «Не я работаю, работает клиент». Без собственной практики у клиента не будет никаких изменений, поэтому терапевту так важно использовать завершение встречи для мотивации клиента на самостоятельную работу.

В подходе существует достаточно широкая палитра домашних заданий, которая подлежит подробному рассмотрению и отработке на практических занятиях, однако здесь мы постараемся изложить общую логику, в которой домашние задания предлагаются клиентам. Эта логика определяется несколькими критериями:

— различный уровень желания клиента работать;

— различная степень вовлеченности в проблему;

— различный тип отношений между клиентом и терапевтом.

Для типа отношений «посетитель» рекомендуется давать только комплименты, не переходя к реальным домашним заданиям.

Для типа отношений «жалобщик» рекомендуется давать расширенную и позитивную обратную связь с помощью комплиментов, а также задания по наблюдению ситуации.

Для типа отношений «покупатель» («истинный клиент») рекомендуется дать комплименты, задания по наблюдению, а также, по ходу нескольких сессий — задания по изменению ситуации с помощью реальных действий.

Обычно, задание, которое дается на первой сессии, является заданием по

наблюдению с такой формулировкой:

«В период между этой и нашей следующей встречей, внимательно наблюдайте то, что происходит в отношении обсуждаемой проблемы. Будьте готовы описать на следующей встрече те моменты, которые вы считаете положительными, то что порадовало вас. Обращайте внимание на те моменты, которые хотелось бы сохранить, чтобы они повторялись и дальше».

Если есть сомнения в том, насколько чётко клиент видит цель работы, если клиент даёт расплывчатые определения своим жалобам, проблемам, целям и видит исключения только лишь как случайные эпизоды, то и задания можно сформулировать более общим образом:

«В течение следующей недели до нашей встречи, наблюдайте за тем, что происходит в вашей жизни, отмечая те моменты, который вы бы хотели сохранить и в дальнейшем».

Либо для прояснения запросов можно использовать такое задание:

«Мы хотели бы, чтобы в течение следующей недели вы подумали (и смогли бы рассказать в следущий раз), каким образом вы поймёте, что дела сдвинулись с мёртвой точки в отношении этой проблемы. И что вам нужно, чтобы это понять».

Задание на реальные действия может выглядеть приблизительно так (ещё раз повторим — такие задания нужно давать только клиентам с высокой степенью заинтересованности и определённости в целях терапии, тем клиентам, которые видят исключения как планомерный результат их собственной работы над собой):

«Я уверен, что в течение следущей недели, вы (или, если речь идёт о семье — вы оба!) будете что-то такое предпринимать, чтобы улучшить ситуацию. Однако я могу поспорить, что никто из вас не заметит то, что именно будет делать другой. Хотя вы этого, скорее всего, не заметите, но можете постараться».

Также можно построить домашнее задание на реальное действие на основе выработанных в течение встречи конкретных шагов в сторону изменения, например так:

«Между этой встречей и следующей я бы хотел, чтобы вы делали те определённые вещи, о которых мы говорили, чтобы достичь …».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s