Активизация ресурсов организма с помощью конструирования будущего

В «житейской», популярной психологии весьма распространено мнение о том, что, представляя себя в будущем больным, мы неизбежно заболеем, а «увидев» себя здоровым — вылечимся от всех болезней. Данное жизненное верование оправданно лишь отчасти, на деле, конечно, все намного сложнее. В данном разделе мы коснемся темы медицинской психологии — того, как механизм конструирования будущего (антиципация, построение образа будущего и его компоненты) влияет на заболевание и выздоровление, а также аспектов построения взаимоотношения с пациентом, помощи ему в конструировании оптимального образа будущего и его коррекции.

Тема отношения пациента к болезни разрабатывается в медицинской психологии давно, однако внимание процессу прогнозирования и образу будущего уделялось ранее несколько меньше внимания. В настоящее время этот пробел практически компенсирован. Установлена связь внутренней картины болезни (ВКБ) и ее влияние на состояние больного, а также на отношение к будущему. Влияние болезни на субъективное представление будущего можно описать, используя модификацию опросника А.И. Сердюка (вопросы следует переформулировать так, чтобы ответы проецировались на будущее).

Данный опросник состоит из 10 вопросов, оцениваемых по 5-балльной шкале отражающих мнение больного о влиянии болезни на ту или иную сферу его жизни (можно найти специальный бланк опросника), а именно: ограничение ощущения силы и энергии; ухудшение отношения к больному в семье; ограничение удовольствий; ухудшение отношения к больному на работе; ограничение свободного времени; ограничение карьеры; снижение физической привлекательности; формирование чувства ущербности; ограничение общения; материальный ущерб.

Образ будущего трансформируется и может быть не адекватным при многих соматических заболеваниях. Наиболее часто формируются защитные явления: сдвиг временной ориентации на прошлое, или, наоборот, — в фантазии, устремленность в будущее. Так, при обследовании больных с врожденным пороком сердца была выявлена ригидность образа «Я» и при этом слипание «идеального Я» с образом будущего — нереалистичность планов, позитивная оценка будущего. Это — защитный механизм «сверхактуализация будущего» [Султанова, 2005].

Джин Ахтерберг (Jeanne Achterberg, 1942-2012), профессор психологии, Сейбрукский институт, Сан-Франциско, разработала методику «Образ болезни». Пациент рисует три рисунка: 1) как выглядит моя болезнь;2) как выглядит мое лечение; 3) как выглядит моя иммунная система.

Затем проводится анализ рисунков по определенным показателям. Данная методика позволяет сделать достаточно точный прогноз выздоровления. Например, пациенты, которые не справились с болезнью, изображали её в виде камней, скал, гор или чудовищ, а те, кто выжил, — в виде грязи или червей. Образы, обладающие подвижной или мягкой структурой (предположим, что это — факторы «Структура», «Активность», «Сила», «Оценка» по семантическому дифференциалу) более податливы для «уборки» внутренними силами организма. Для проективных образов иммунной системы имеют значение, судя по всему, факторы «Структура», «Активность» и «Сила»: умершие пациенты визуализировали иммунную систему в виде белых облаков, а выжившие — изображали её как солдат, идущих в бой, то есть, проявляется стеническая реакция на болезнь.

Важно представлять себе болезнь и больные клетки в виде образов мягких, слабых, пассивных (сгустки, икра), а защитные силы организма — твердыми и активными, структурированными, готовыми к бою, умными и сильными (лучи здоровья, лазер, лейкоциты как солдаты). Джин Ахтерберг разработала техники самовнушения и воображения, которые применяются при различных болезнях, в кардиологии, онкологии и помогают пациентам легче переносить течение болезни и способствуют выздоровлению, что доказано многими клиническими исследованиями [Sheikh, Achterberg, 2002].

Существует важнейшая область, где работа с образами достижения не менее важна: спортивная психология. В подготовке спорстменов известно множество фактов, когда визуализация приемов, деталей выступления, всего выступления в целом вносила значительный вклад в успешность работы спортсмена на соревнованиях. При внутреннем «проигрывании» действий и последовательностей событий (от гимнастических упражнений до ситуаций переговоров или выступлений), происходит развитие соответствующих групп мышц, нейронных связей, закрепление паттернов поведения. Это, как и «реальные тренировки» способствует успешной деятельности в дальнейшей событийной реальности.

Такая внутренняя работа может выполняться по специально определенным технологиям в любое время, а непосредственно перед стартом обращается особое внимание на предстартовое состояние. Как пишет известный спортивный психолог Р. Загайнов, «предстартовые состояния бывают разные. Запиши: «спокойная уверенность», «холодная голова и горячее сердце» (кстати, так Виктор Санеев определял свое наилучшее состояние в соревновательный день), «безразличная собранность» (автор — конькобежка Людмила Никлонская — имела в виду: «безразлично какой ветер, кто когда стартует, я знаю, что я готова!»); «не терпится начинать» — так называл свое наилучшее предстартовое состояние Валерий Борзов; «багровая ярость» (эти два слова я взял у Джека Лондона; мне показалось, что не найти ничего лучшего, характеризующего предельный эмоциональный и волевой настрой человека). И твоя задача с утра в день старта выбрать ту формулировку, на которую будешь ориентироваться при формировании своего предстартового состояния» [Загайнов, 2005].

Данный образ, судя по всему, должен быть максимально приближен во времени к началу выступления (близкая временная перспектива), за счет этого быть более близким и оказывать наибольшее влияние. Однако, его компоненты (аффект, когниции, поведение) максимально подстроены под специфику спортивной деятельности, вид спорта, под индивидуальные особенности спортсмена. На первый план среди технических приемов активизации ресурсов пациента или спортсмена выходят методики аутотренинга, медитации, гипноза, внушения (класс методов работы с измененными состояниями сознания). Работа с воображением в подготовке спортсменов велась в СССР c 1960-х годов.

ССЫЛКИ

 

  1. Загайнов Р.М. Ради чего? Записки спортивного психолога. — М., 2005.
  2. Султанова А.С. Внутренняя картина болезни подростков, перенесших операцию при врожденном пороке сердца : дис. … канд. психол. наук : 19.00.04 / Альфия Сергеевна Султанова. — М., 2000.
  3. Sheikh A.A., Achterberg J. Healing Images: The Role Of Imagination in Health. — New York, 2002.

 

Алексей Михальский

Фрагмент книги «Психология конструирования будущего» М.: МГППУ, — 2014 — 192 с.)

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s