Работа с целью

Разговор о цели автоматически ориентирует нас на будущее. В контексте психотерапии следует стремиться перевести проблему в цель. Например:

— Вы не можете сдержаться и постоянно плачете. Но что Вы хотите делать вместо этого?

— Просто не плакать, не быть раздражительной.

— Но какой Вы хотите быть вместо этого?

— Быть сдержанной.

— Очень хорошо, мы можем поработать с этой целью.

Зачастую клиента формулируют цель психотерапии обобщённо. В этих случаях надо помочь конкретизировать цель, например, с помощью техники знаков улучшения.

Образцы вопросов.

  • Давайте вообразим, что произошло чудо, и вдруг в один прекрасный день проблема разрешилась. Поскольку Вы спите. Вы не знаете, что случилось чудо. По каким признакам Вы заметите на следующее утро, что проблемы больше нет?
  • Как смогут заметить другие люди, что произошла перемена?

Характерен эпизод из работы одного психолога СЗ с женщиной средних лет, которая провела больше шести месяцев на учете в центре занятости. По словам специалиста службы регистрации, текущая проблема заключалась в том, что она всё время жаловалась на здоровье и отказывалась говорить о чём-либо, кроме её страдания.

На что будет похожа Ваша жизнь, когда прекратятся Ваши страдания?

О, это никогда не кончится, — сказала она.

Давайте представим, что это будет. Как тогда могла бы выглядеть Ваша жизнь?

Я не могу даже вообразить такого — резко сказала она.

Я понимаю это — сказал вежливо психотерапевт, — но давайте вообразим, что однажды случилось чудо и что Вы проснулись утром и проблемы прошли. Как Вы узнаете, что чудо случилось?

Женщина задумалась на мгновение и сказала тихо:

Эта ужасная боль в моей грудной клетке пройдёт.

Вы проснулись утром, заметили что боль ушла. Тогда что Вы сделаете дальше? — продолжал психолог.

Я не знаю. Я полагаю, я пойду к парикмахеру.

А чем Вы займетесь после парикмахера? И т.д.

В технике шкалирования вычерчивают графическую 10-бальную шкалу, где 10 баллами обозначен идеальный результат, а начало шкалы — наихудшее положение дел. Пациента просят отметить на этой шкале его сегодняшнюю ситуацию, а затем описать, какой должна быть его жизнь, чтобы он смог оценивать ситуацию на один балл больше. Следует не ограничиваться метками на бумаге или доске, а проговорить вслух их содержание.

Техники знаков улучшения и шкальных оценок индуцируют идею продвижения «со ступеньки на ступеньку».

Разговор о будущем, помогая ставить перед собой конкретные цели имеет ещё много преимуществ. Предвидя для себя позитивное, хорошее будущее, люди начинают смотреть на свои трудности в настоящем как на переходную фазу, а не как на вечную изнурительную ситуацию. Сегодняшние лишения и тяжёлые испытания могут быть увидены как ценный научающий опыт. Фантазии о будущем порождают оптимизм, помогают думать о возможных способах решения проблем, увеличить осознавание пациентами тех решений, которые они уже имеют, увидеть уже происходящие изменения и понять, как разные люди могли бы способствовать осуществлению желаемого результата.

В технике «воспоминание из будущего» интересуются представлением пациента о сроках, когда проблема уже не будет существовать (цель будет достигнута); затем, предоставив возможность эмоционально «окунуться» в это замечательное время, любопытствуют насчёт того, как удалось к этому прийти. Психотерапевт разговаривает, используя глаголы совершенного вида и прошедшего времени так, словно это замечательное изменение — свершившийся факт.

Образцы вопросов:

  • Давайте предположим, что мы встретились через год и этой проблемы больше не существует. Как в таком случае выглядит теперь Ваша жизнь?
  • Давайте пофантазируем. Мы в будущем, и проблемы давно уже не существует. Мы случайно встретились. Мне интересно знать, как Вы поживаете, я Вас об этом спрашиваю. Что Вы мне ответите? Затем я спросил, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что Вы отвечаете?

Участие психотерапевта в мечтах клиента, даже если они заведомо нереалистические или фантастические — замечательный путь установления контакта. (Как и вообще участие одного человека в мечтах другого способствует хорошим отношениям). Участие в таком словесном фантазировании совершенно не подразумевает, что психотерапевт собирается участвовать в их осуществлении. Смысл такого разговора в том, что психотерапевт избегает менторской позиции, которую можно символизировать следующими словами: «Нет. Ваши желания неосуществимы. Лучше стремиться к тому-то и тому-то».

Имеется огромное число способов, как предложить людям думать о позитивном будущем. Например:

«Скажем, Ваш инспектор видит однажды ночью сон, в котором Вы были счастливы и выглядели превосходно. Какого рода сон это мог бы быть?».

Большинство людей с удовольствием фантазирует о будущем; они охотно соглашаются, когда это предлагается психотерапевтом. Иногда, однако, люди кажутся или неспособными, или не желающими генерировать позитивное будущее.

Когда это случается, уместна техника создания положительных представлений о будущем, где психотерапевт может создать собственные фантазии о будущем пациента и поделиться ими, предоставляя пациенту комментировать это позитивное видение. Когда присутствует несколько человек, такие как друзья, члены семьи, студенты или другие помощники, возможно пригласить их предлагать их собственные или генерировать коллективные фантазии позитивного будущего, касающегося пациента.

Когда пациенты упорно держатся за пессимистический взгляд на будущее, может оказаться полезным начать с генерирования негативного видения будущего. Даже в случае, где единственной вещью, которую пациент может представить в будущем, является суицид, психотерапевт неотступно занимается предвидением позитивного будущего, основываясь на суицидной фантазии пациента. После установления хороших взаимоотношений с пациентом психотерапевт может сказать:

«Предположим, что после того, как Вы умрёте. Вы обнаружите себя в небесных вратах. Вас уважительно приветствует ангел, который информирует, что Ваш случай был пересмотрен и что Вам дарован второй шанс. Когда Вы вернулись на землю, то обнаружили, что Ваши проблемы миновали и теперь Ваша жизнь вполне удовлетворительна. Как теперь выглядит Ваша жизнь?»

В некоторых случаях стоит создавать две и более картины будущего. Эти видения развиваются до тех пор, пока они не становятся положительными и оставляются открытыми »для дальнейшего выбора». Эта идея оставления альтернатив открытыми основывается на факте, что, когда двое или более людей находятся в конфликте друг с другом, никто из них не склонен ни принять другую точку зрения, ни согласиться на компромисс, лежащий где-нибудь посередине. Часто решение конфликта заключается в третьей альтернативе, которую обе партии видят как довольно отличную от первоначальных конфликтующих предложений. Основной вопрос — откуда возьмётся эта третья альтернатива? Генерирование позитивных видений будущего преодолевает «зацикленность» на сегодняшнем моменте и благоприятствует появлению такой третьей альтернативы.

Будущее — одна из наиболее вознаграждающих тем для психотерапевтической беседы. Это территория, которой никто не может владеть и которая, поэтому, открыта для всех возможных идей и представлений. Люди могут расходиться во взглядах насчёт того, что будущее может принести. Но они в глубине понимают, что никому неизвестно, что оно принесёт, и потому эта ничейная территория — замечательное место для равноправных конструктивных разговоров.

Предвидение для себя позитивного будущего дает способность видеть своё прошлое как ресурс, распознавать свои успехи и ценить их, видеть других людей скорее как союзников, чем противников.

Часто при формулировании цели пациенты руководствуются скорее конвенциональными нормами, чем собственными мотивами. Поэтому, следует также выявить и усилить мотивацию на её достижение (пациент должен предвидеть для себя выгоды, которые последуют в связи с реализацией цели). Здесь уместно использовать технику нахождение выгод от достижения цели.

Образцы вопросов:

  • Какие положительные события начнут происходить, когда проблемы больше не будет? А ещё?
  • Что изменится в Вашей жизни, когда Вы достигнете того, что Вы намечаете? А ещё?

Если уже установилась общая атмосфера взаимопонимания, усилению мотивации способствует также техника «разубеждения»:

Образцы вопросов:

  • Вы говорите, что собираетесь сменить свою работу на более интересную и выше оплачиваемую. Да зачем вам это надо? Ведь на этой работе спокойнее и есть свободное время. (Отношения в семье улучшатся. А ещё — куплю дочке куклу, о которой она давно мечтает).
  • Не думаете ли Вы, что это совсем ни к чему? Семья так сковывает, а детей надо воспитывать в строгости и не баловать подарками. (И так далее).
  • Вы говорите, что хотите бросить пить, чтобы сохранить брак. Да найдёте себе другую жену!
  • На работе держать не станут, если не бросите? Да стоит ли держаться за такую работу, как Ваша? (И так далее).

В этой технике в вопросах психотерапевта должны звучать нотки любопытства, юмора и уважения намерений, а не суггестия и недоверие (в последнем случае можно не усилить, а ослабить мотивацию).

Ялов А.М.

Из книги «Краткосрочная позитивная психотерапия».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s