Определение ориентированной на решение практики. Часть 3.

Ориентация на будущее

Ориентация на будущее означает поиск и нахождение лучших надежд и желаний в проблемах клиента, и помощь клиенту к продвижению в желаемом направлении: «Каждая проблема — это фрустрированная мечта» (Питер Ланг). Позитивное видение будущего зарождает надежду. Надежда помогает справиться с текущими трудностями, видеть признаки изменения, воодушевляет на поиск решений, создает позитивные эмоции, которые далее способствуют развитию навыков для продвижения.

Ориентация на будущее основывается на утверждении, что изменения в действиях, отношениях, мыслях, чувствах, кругозоре, ощущениях, внешней среде и в других людях неизбежно. Желаемое изменение — это вызов. Маленькие шаги в изменениях приведут к большим. Здесь мы видим параллель с концепцией счастья Аристотеля (эвдемонизм: критерий нравственности и основа поведения людей — стремление к достижению счастья — А.М.)

Ориентация на будущее связана с направленностью на цель, так как обе позиции лежат в будущем.

Основные инструменты: 

  • в работе обращаться к существующим возможностям;
  • спрашивать об изменениях и искать полезные изменения;
  • расширять понимание видения, надежд, идеалов клиента;
  • добавлять перспективы значимых людей;
  • концентрироваться на ближайшей теме и «лучших надеждах»;
  • спрашивать, какова бы была жизнь, если клиент сможет справляться с проблемой, или если произойдут значимые изменения;
  • давать и обсуждать эксперименты и домашние задания;
  • спрашивать, есть ли что-то еще.

Направленность на цель

Подходы, направленные на цель (и ведомые целью — «goal directed» — А.М.) , помогают клиентам получить желаемое через поиск способов  достижения важных, определенных и конкретных целей, которые лежат в желаемом направлении, и улучшают жизнь, когда клиент определит эти и последующие цели. Цели определяют терапию, фокусируют ее, и сообщают о завершении. Когда мы работаем в направлении цели и оцениваем результаты, цели меняются. Это называется «работа по целям» (goaling). Процесс, в котором достигаются цели, часто называется «построение решений», что облегчает пошаговый характер продвижения к цели. Решение может иметь, а может и не иметь прямого отношения к проблемам. Цели часто связаны с позитивным рефреймингом проблемы.

Использование конкретных и практических целей концентрирует клиента на поведенческих аспектах повседневной жизни. Оно задает нестандартный ракурс при взгляде на события, включает креативность в построении решений. В этом смысле практичность обозначает, что любые идеи решения сначала проверяются и оцениваются в ситуациях, в которых они должны работать. После этой оценки, конструируется смысл. Работа заканчивается, когда клиент достиг значимого прогресса и имеет достаточно уверенности, чтобы продолжить самостоятельно.

В ситуациях, где неизбежны серьезная опасность и ущерб, должны быть соответствующим образом предотвращены риски и угрозы. Это можно сделать в совместной работе над целями и безопасностью.

Основные инструменты:

  • спрашивать, чего хочет клиент вместо вопросов о проблемах;
  • конструировать конкретное видение предпочитаемого будущего клиентов;
  • использовать чудесный вопрос или его альтернативы;
  • распознавать хорошее в плохом и его проявления;
  • переводить цели в реальную жизнь клиентов, включая перспективу значимых других, домашние задания и тп;
  • использовать шкалирующие вопросы, чтобы увидеть маленькие но значимые изменения;
  • помогать продвигаться, определяя небольшие реальные шаги;
  • оценивать и завершать процесс работы, когда клиент сообщает о том, что ситуация достаточно хороша и/или он знает, как приблизиться к следующим шагам;
  • спрашивать, есть ли что-либо еще, требующее внимания;

Основные инструменты при работе в ситуациях серьезной опасности или неизбежного ущерба:

  • изучить, когда, где, с кем и как уже происходят фрагменты желаемого будущего;
  • дать достаточное время клиенту для выражения тревог и невзгод;
  • изучить и оценить каждую из возможных угроз одновременно с мерами безопасности;
  • найти и основываться на тех силах, которые имеет клиент в сложившейся ситуации;
  • использовать все доступные ресурсы;
  • тщательно обсуждать, оценивать, предусматривать и угрозы, и безопасность.

Благодарности:

Практики SF-подхода признают открытый характер ориентированных на решение практик, отдают дань основателям подхода и другим людям, на работы которых ссылается. Они не заявляют о своем праве на собственность или исключительное использование SF идей. Проводят исследования и готовят отчеты профессионально.

Закон и этика:

Практики SF-подхода всегда действуют по закону, честно и адекватно. Они устанавливают, поддерживают и контролируют ясные, подходящие и соответствующие культуре, границы в своей практике. Ведут четкие записи. Имеют этического советника.

Отношения с клиентами:

Практики SF-подхода удостоверятся, что их отношения с клиентами всегда уместны и целесообразны. Они выражают уважение опыту клиента, заботятся о  конфиденциальности, здоровье, безопасности, самостоятельности клиента. Они никогда не предъявляют ложных претензий либо требований, не вводят в заблуждение ни клиентов, ни других лиц. Они не используют отношения с клиентом для получения своей личной, профессиональной или финансовой выгоды. Они заключают четкие прозрачные соглашения с клиентами и соблюдают их. Они используют сообщество для помощи клиентам.

Навыки и благополучие SF-практика:

Практики SF-подхода должны поддерживать профессиональные знания и навыки на актуальном уровне через обучение, поддержание контактов, супервизирование. Они работают в рамках своих навыков и знаний, и передают клиентов другим профессионалам и службам при необходимости. Они ограничивают или останавливают свою работу, если эффективность работы или способность оценивания ситуации падает из-за болезни или других причин.

SF — постоянно развивающаяся практика

Стив де Шейзер писал: «Первым законом Инсу всегда было «Ты должен быть гибким». Наша многолетняя практика показала, что именно на эти вопросы с наибольшей вероятностью будут получены полезные ответы. Теперь же, если ты можешь получить такие же полезные ответы, задавая другие вопросы — отлично! Следующий шаг — это выяснить, что следовало перед тем вопросом, например, контекст, или последовательность предыдущих вопросов-ответов. Затем найди простые ситуации, в которых ты можешь использовать свой новый вопрос, и посмотри — будешь ли ты получать регулярно полезные ответы — если да — то у тебя уже что-то получается. Если нет — то, наверное, ты не захочешь часто задавать этот вопрос. Этот процесс требует много терпения, много времени, смотреть/слушать записи и т.д. Но если в результате появится «новый» полезный вопрос — это того стоит!» (de Shazer, 2000).

Моменты, о которых стоит подумать:

▪ Начинай с того, что работало в твоей практике и у других специалистов

▪ Всегда уважай, проверяй, пытайся понять перспективы того, что происходит

▪ Тщательно подготавливай почву под конструирование решений, несмотря на то, что это бывает утомительно

▪ Будь систематичен и концентрируйся на чем-то одном за раз

▪ Наблюдай за своей/чужой практической (за тем, что ты/они сейчас делают — не за  результатом) моделью (объяснениями) или отточенной техникой

▪ Будь любопытен к вопросам, реакциям, поведению профессионала: что было перед этим? что было после этого?

▪ Постоянно экспериментируй: наблюдай, рефлексируй, учись. Пытайся искать новые пути в работе.

▪ Будь открыт к противоречиям, исключениям, возможностям и случаю.

▪ Будь креативным, спокойно принимай ошибки и случайности. Новые варианты развития могут также возникнуть в результате интуитивных действий и реакций.

Перевод Алексея Михальского.

1 Comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s