Определение ориентированной на решение практики. Часть 2.

Ориентация на клиента

Направленность терапии на клиента и клиентом (client-directed) — это подход в работе, берущий за основу то, как клиент  воспринимает мир. Также терапевт стремиться иметь как можно меньше предварительных предположений о клиенте. Для терапевта важно дать каждому клиенту достаточно признания, поддержки, нормализации. Работа с клиентом включает формирование и поддержание уважительных и не-обвиняющих отношений сотрудничества. Профессионалы слушают клиента, развивают его вовлеченность, поддерживают клиента в том, чего он желает, и понимают, что клиент — человек, который самостоятельно делает выбор в собственной жизни.   Профессионал старается осуществлять максимально экономичные интервенции, облегчить развитие решения проблемы наиболее быстрым образом. Это значит, что другие важные позиции — взаимодействие, основа на компетенциях, ориентация на будущее и на цель — используются с осторожностью, чтобы сохранить чувствительность к перспективе клиента.

Основные инструменты:

  • относиться к клиенту как к эксперту по своей ситуации;
  • проявлять эмпатию к усилиям и ситуации клиента;
  • использовать комплименты и подтверждать ценность;
  • относиться ко всем участникам работы равнозначно (не выделять, не принижать);
  • фокусироваться на том, что и как выражает клиент;
  • работать внутри фрейма восприятия клиента как самого важного, но при этом — не единственно возможного;
  • проговаривать свои мысли с клиентом в диалоге;
  • суммировать словами клиента, переформулировать если необходимо так, чтобы это подошло к фрейму клиента;
  • выражать колебания и сомнения, но признавать, что у клиентов есть значимые причины быть такими какие они есть, и действовать так как они действуют;
  • использовать ритуалы, чтобы выразить уважение, заинтересованность и радость.

Взаимодействие (интерактивность)

Различные типы вопросов, которые используются в SF-практике (об изменениях до встречи, о целях, исключениях, шкалирующие, копинговые) всегда имеют две направленности: (1) индивидуальную направленность («Если чудо случится, как ВЫ поймете что что-то изменилось»), и (2) реляционную  (интерактивную) направленность («КТО ЕЩЕ обнаружит, что Ваша проблема исчезла»).

Язык конструирует и реконструирует и проблемы и решения как процесс взаимодействия (интеракций). Каждый вопрос, заданный профессионалом , открывает разные новые перспективы. Каждое высказывание влияет, каждое резюмирование фокусирует, каждая рефлексия ведет к пониманию и непониманию. Возникает процесс, основанный на том, что клиент говорит, делает и  желает как феномен подвластный наблюдению. Это приводит к прагматичности подхода, в котором каждый новый случай рассматривается по-особенному,  а не подгоняет под заранее предопределенные теоретические или концептуальные рамки.

Интерактивность обозначает «оставаться на поверхности», концентрироваться на поведении, нежели «чтении между строк». Кроме того, это выражается в задавании клиенту «реляционных» (интерактивных) вопросов с целью приоткрыть различия между вовлеченными людьми, подводит к мышлению с помощью интерактивных понятий («заставлять различия работать»), нежели в терминах индивидуального расстройства, игнорируя контекст, где проявляется поведение.

Основные инструменты:

  • Слушай то, что говорят клиенты и как они говорят это;
  • Говори об отдельных релевантных ситуациях, используя слова  и выражения клиента;
  • Организуй работу по описанию с разных точек зрения и  с различными возможностями;
  • Используй открытые вопросы, которые начинаются со слов: кто, что, когда;
  • Прислушивайся к сигналам успеха и положительных изменений;
  • Используй пресуппозиции о том, что клиент имеет возможности;
  • Спрашивай о деталях;
  • Выясняй, что происходит между вовлеченными людьми, а не в них;
  • Используй различные перспективы людей, вовлеченных в построение решений;
  • Переформулируй ярлыки и узкие определения;
  • Используй перерывы (время для личной рефлексии) когда возможно;
  • Делись мыслями — встраивай в диалог то, о чем клиенты думали и чему научились;
  • Экстернализируй, используй вид «с высоты птичьего полета»;
  • Давай различные выборы, предположения;
  • Используй метафоры и примеры;
  • Резюмируй бережно, осознавая свое влияние.

Основа на компетенциях, ориентация на ресурсы

Основанность на компетенциях означает фокусировку и использование ресурсов, сил, способностей и успехов всех людей, вовлечённых в ситуации взаимодействия. Работа с компетенциями активизирует ресурсы и превращает их в навыки и компетентность.

Подход, основанный на компетенциях, признает, что все, кто ищут помощь, обладают по крайней мере некоторым опытом и навыками, необходимыми для создания решений, хотя они, возможно и нуждаются в помощи, иногда — значительной, для того, чтобы описать детали желаемой жизни, а также им могут потребоваться дополнительные ресурсы.

В отличие от терапии по созданию навыков и бихевиоральной терапии, подход, ориентированный на решение, предполагает, что поведение решения (успешное поведение — А.М.), уже существует и проявляется, по крайней мере, в определенной степени. Эти «исключения» идентифицируются и усиливаются для продвижения.

Использование компетенций в качестве фундамента для изменений приводит к минимальному акценту на неудачах, ограниченных возможностях, мотивах, конфликтах и проблемах. В некоторых ситуациях, клиенты нуждаются в альтернативах агрессивному, непродуктивному поведению, отношениям, чувствам и мыслям. В этих ситуациях клиенты получают помощь в том, чтобы сделать что-то по-другому, не выходя за пределы привычного им образа действий, репертуара, ценностей, референтного фрейма.

Основные инструменты:

  • Ищите и усиливайте любой успех, прогресс, преодоление трудностей, восстановление после неудач и т.д.
  • Найдите надежду в безнадежности — нереализованную мечту;
  • Используйте пресуппозиции изменений;
  • Мотивируйте клиентов использовать их собственные способности, а также внешние ресурсы;
  • Используйте юмор, подчеркивая одновременно разные реальности;
  • Мотивируйте клиентов найти способ использовать прошлые решения;
  • Просите клиентов вспоминать периоды, когда у них получалось. Как они это делали? Как они могут делать это чаще?
  • Анализируйте успех в смежных ситуациях;
  • Используйте копинг-вопросы;
  • Спрашивайте и ищите пути применения навыков клиента и любых ресурсов, которыми он обладает;
  • Активируйте и работайте с семьей и друзьями клиента, другими специалистами и локальными службами.

Основные инструменты для поиска альтернативного поведения:

  • Нормализуй сложности;
  • Убедись, что сможешь говорить о серьезных проблемах, «поднять кота на стол»;
  • Выясни, какое повторяющееся поведение или привычки поддерживают проблемные паттерны;
  • Выясни, каков референтный фрейм клиента («Я должен / не могу, потому что…»);
  • Найдите и опробуйте противоположное, или творческое новое поведение в заданном клиентом референтном фрейме.

 

Продолжение.

Перевод Алексея Михальского.

1 Comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s