Научиться слушать

Исследования показали, что врачи в среднем дают пациенту всего 23 секунды на описание симптомов и тут же перебивают и направляют разговор в «правильное» русло. Анализ, проведенный доктором Говардом Бекманом и его коллегами из медицинского центра при Рочестерском университете, показал, что нежелание врачей выслушать, прежде чем перехватить инициативу, лишает их возможности собрать потенциально важные данные. Исследование также показало, что пациенты смогли бы внятно изложить все свои симптомы, если бы врач подождал всего шесть секунд, прежде чем задавать вопросы. Поскольку врачи обычно перебивают, едва пациент успеет описать первый свой симптом, зачастую многие не менее важные проблемы со здоровьем так и остаются невыясненными.

Отто Шармер, старший преподаватель Массачусетского технологического института (MIT), основатель и глава Института вчувствования в настоящее (Presencing Institute), сформулировал «теорию U» (теорию разворота) — процесс,
основанный на понятии presencing (presence + sencing), «вчувствования в настоящее». Это состояние повышенного внимания, которое позволяет человеку или группе изменить свое состояние таким образом, чтобы расширилось пространство возможностей. В соответствии с теорией U следует различать четыре вида слушания:

Загрузка — когда человек слушает лишь с целью подтвердить сложившееся у него убеждение. «Я это и так знаю». Мы все ищем то, что и так знаем. Фактографическое слушание — когда мы всматриваемся в факты, чтобы собрать больше данных. Мы ищем то, что еще не знаем.

Эмпатическое — когда открывается сердце и человек соединяется с другими людьми в диалоге, прислушиваясь к людям и их историям. Тогда мы забываем собственные тревоги и видим мир чужими глазами.

Порождающее слушание — когда мы соединяемся на более глубоком уровне с чем-то большим, чем мы сами. Этот эксперимент трудно описать, он обладает неким качеством «не от мира сего», когда время замедляется и мы полностью существуем в мгновении, которое разворачивается перед нами.

Надин Маккарти живет в Ирландии и работает корпоративным коучем. В 2006 г., еще практикантом, она участвовала в работе с главой крупной ирландской компании. Опрос сотрудников показал, что эта руководительница относится к типу сильного лидера, но не умеет избавляться от стресса и сохранять спокойствие. На сессии у Надин клиентка выявила главную причину этого своего недостатка — завышенные, нереалистичные ожидания, которые она предъявляла к себе и другим, а также стресс, накапливавшийся из-за бесконечных переработок. Зная ее великолепные лидерские качества, Надин была изумлена, услышав от нее: «Я ничего не могу сделать как надо, мне этого никогда не добиться».

Надин помнит, как во время сессии в ней самой нарастало разочарование, внимание рассеивалось, она переживала свою неспособность помочь клиенту. Чем дольше она прощупывала, задавала вопросы, тем напряженнее становилась ее собеседница. «Внезапно я поняла, что на самом деле прислушиваюсь к себе, а не к клиентке. Я слушала голос в собственной голове, который спрашивал, как же я сумею помочь, сомневался, такой ли уж я хороший коуч, беспокоился о том, что эта женщина подумает обо мне, когда догадается, что я всего лишь практикант».

Но и в таком смятении Надин заметила, что собеседница постоянно ссылается на своего отца, и решила потянуть за эту ниточку. Теперь она не вслушивалась в слова, а приглядывалась к позе своей клиентки, к выражению ее лица, прислушивалась к ее дыханию.

«Я замерла, прислушиваясь к ней, и молчала, пока не почувствовала, что слушаю ее всем существом. Я доверилась этому процессу и надеялась, что следующий шаг сам проявится. Каждое произнесенное ею слово будто высвечивалось, и я видела его мысленным взором. И я услышала смысл ее слов: ей просто нужно научиться расслабляться».

Надин уловила этот намек и провела клиентку через практику визуализации, показав, как расслабить разум и тело. Постепенно черты лица клиентки стали смягчаться, дыхание замедлилось. На глазах проступили слезы, вернулись терзавшие ее воспоминания об отце. Она рассказала о том дне, когда окончила с отличием университет:

«Я получила не первую степень отличия, но вторую, тоже очень высокую, и была счастлива. Приехала домой отпраздновать с родителями. Открывая шампанское, отец сказал: “Обидно, что до первой ты не дотянула’’».

Cказав эти слова, клиентка замерла, несколько мгновений сидела словно ошарашенная, потом взглянула на Надин, заморгала и покачала в изумлении головой: наконец-то стало понятно, ради чего она вот уже четверть века так беспощадно себя загоняет. Надин вспоминает: «На этом сеансе коучинга случилось подлинное чудо, когда я сдалась Незнанию и начала слушать по-настоящему». Порождающее слушание уходит корнями в древнейшие культуры мира. Обратимся в аборигенам Австралии: у них так и проходит процесс обучения — они сидят, прислушиваются, наблюдают и ждут. Этот процесс они называют «дадирри».

Мириам-Роуз Унгунмерр-Бауман, художница и старейшина племени, живущего в Северной территории у реки Дэйли, описывает это особое качество как внутреннее глубокое слушание, тихое беззвучное сознание». «Дадирри открывает глубокие источники в нашей душе… Основной принцип да дирри — слушать. Когда я прохожу дадирри, я вновь обретаю цельность. Я сижу на берегу или брожу под кронами деревьев, и, даже если я утратила кого-то из близких, я вновь нахожу покой в этом молчаливом созерцании. Нет надобности в словах. Мой народ не боится молчания. Он чувствует себя в нем как дома. Люди тысячи лет жили в молчании природы».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s