Типы вопросов в семейной терапии

В ряде своих статей Томм (Tomm, 1987a, 1987b, 1988) анализирует процесс проведения семейного интервью и делает несколько замечаний по поводу оценки и установления соглашения с семьей. Он выделяет четыре типа пси­хотерапевтических вопросов: линейные и круговые вопросы (которые зна­комят психотерапевта с представлениями членов семьи о проблеме, что имеет существенное значение как для установления соглашения, так и для проведения оценки), стратегические и рефлексивные вопросы (которые направлены на достижение изменений).

ЛИНЕЙНЫЕ ВОПРОСЫ

Линейные вопросы (linear question) имеют следственный характер и допуска­ют наличие линейной причины и следствия:

«Почему вы все решили прийти на прием к психотерапевту?»

«Миссис Мартин, какие проблемы есть у Синди?»

«Когда появились проблемы?»

«Что вы уже попробовали сделать, чтобы изменить ситуацию?»

«Что помогло улучшить ситуацию, а что нет?»

«Синди, что вызвало у тебя такой сильный гнев?»

Линейные вопросы (linear question) — вопросы, которые подразумевают нали­чие линейной связи между причиной и следствием.

Круговые вопросы (circular questi­ons) — вопросы, которые предполагают наличие круговой каузальности и пред­назначены для исследования взаимного влияния членов семьи друг на друга.

Линейные вопросы сфокусированы на выявлении семейной проблемы: «У кого есть проблемы? Как решалась проблема? Как часто отмечается то или иное проблемное поведение?» Более того, они знакомят психотерапевта с представлениями членов семьи о про­блеме.

Обычно семья ждет таких вопросов, и их часто задают начинающие семей­ные психотерапевты и специалисты, ориентированные на индивидуальную терапию. Задавая линейные вопросы,

психотерапевты руководствуются здравым смыслом, насквозь пропитанным линейной каузальностью.

КРУГОВЫЕ ВОПРОСЫ

Круговые вопросы (circular questions) также знакомят психотерапевта с пред­ставлениями семьи о проблеме, но они основаны на круговой каузальности и делают акцент на взаимном влиянии членов семьи друг на друга:

«Синди, кто из твоих родителей больше всего о тебе беспокоится? По­чему?»

«Мистер Мартин, вы уже долгое время наблюдаете за конфликтами между вашей женой и дочерью. Не могли бы вы поделиться со мной увиденным?»

«Мистер Мартин, когда конфликты начинаются, что бы вы хотели сде­лать на самом деле и что вам приходится делать?»

«Миссис Мартин и Синди, каким образом вы сообщаете другому чело­веку, что устали от конфликтов и хотите выйти из контакта?»

«Миссис Мартин и Синди, если бы вы не конфликтовали друг с дру­гом, то какими другими способами вы бы искали контакта?»

Круговые вопросы выявляют взаимную зависимость членов семьи и повторяющиеся паттерны отношений. Вместо идентификации семейных паттернов — кто что делает и когда — психотерапевт использует круговые вопросы для дальнейшего исследования этих паттернов, и в то же время показывает членам семьи, что все они участвуют в «создании» проблемы. Круговые вопросы указывают на круговую каузальность и расширяют оп­ределение проблемы.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Вопросы, направленные на изменения, это стратегические вопросы (strategical questions). Психотерапевт решает, что именно необходимо изме­нить, и использует вопросы, чтобы бросить семье вызов:

«Мистер Мартин, что бы произошло, если бы в этих конфликтах вы поддержали свою жену на все 100%?»

«Синди, как ты определяешь, чью сторону в конфликте займет отец?»

«Миссис Мартин, как вы даете знать своему мужу, что он дол­жен поддерживать вас в конф­ликтах с Синди?»

«Синди, как долго ты собираешься испытывать своих родителей?»

«Мистер Мартин, как давно вы на­чали опасаться, что Синди ста­нет такой же, как и ваш брат?»

Стратегические вопросы (strategic ques­tions) — вопросы, в основе которых ле­жит предположение психотерапевта о том, что именно необходимо изменить в «семье. Этот тип вопросов направлен на достижение изменений путем вступле­ния, в конфронтацию с семьей.

Стратегические вопросы подразумевают содержательное и ясное посла­ние от терапевта и основаны на его оценке того, что требует изменения. При помощи этих вопросов психотерапевт продвигается в самое средоточие дис­функциональных паттернов и стимулирует семью к конфронтации с ними.

Чтобы такие вопросы оказали желаемое воздействие, психотерапевт должен быть уверен в правильности своей оценки и очертя голову обруши­ваться на проблемы. Если вопросы задаются в нужный момент, члены се­мьи открыто признают правоту психотерапевта. Однако очень часто семья оспаривает предположения психотерапевта, заключенные в вопросе. В этом случае специалист, уверенный в правильности своей перцепции, продол­жает задавать вопросы и конфронтировать с семьей:

Психотерапевт: Синди, как долго ты намерена испытывать своих ро­дителей?

Синди: Что вы имеете в виду? Я не испытываю их.

Психотерапевт: Хорошо, по моим наблюдениям ты используешь лю­бую возможность, чтобы поспорить со своей мачехой, в надежде, что отец тебя поддержит.

Синди: Вы сошли с ума! Она всегда ко мне пристает. Ей ничего не нра­вится из того, что я делаю, а ее дети всегда хороши.

Психотерапевт: В таком случае я что-то не так понял. Ты не испытыва­ешь родителей. На самом деле ты злишься на них и протестуешь против несправедливых правил.

Обратите внимание, что хотя первая гипотеза психотерапевта была от­вергнута, он упорно продолжает противостоять Синди, выясняя, что она думает и чувствует.

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Рефлексивные вопросы (reflexive questions) призваны подвигнуть членов се­мьи проанализировать свое поведение и обдумать новые варианты. Эти во­просы подразумевают, что члены семьи являются независимыми индиви­дами, не нуждаются в директивах и способны самостоятельно принять ре­шение относительно изменений. Поэтому психотерапевт преимущественно выступает в роли инструктора, который помогает членам семьи мобилизо­вать внутренние ресурсы решения проблем:

«Мистер и миссис Мартин, чего добивается Синди своим поведени­ем?»

«Синди, каким еще способом ты можешь получить безраздельное вни­мание своего отца, кроме конфликтов с мачехой?»

«Мистер Мартин, чего хотят ваша жена и дочь, когда конфликтуют друг с другом?»

«Синди, создается впечатление, что для тебя и твоей мачехи конфлик­ты — это способ вступить в контакт. Существуют ли какие-нибудь другие способы контакта, кроме конфликтов?»

«Миссис Мартин, есть ли какой-нибудь другой способ показать Син­ди, что вас задевает ее поведение?» •

Рефлексивные вопросы, в противоположность стратегическим, пред­полагают, что психотерапевт не знает на них ответов и взамен соучаствует в построении объяснения семейной проблемы и определении характера не­обходимого изменения вместе с семьей. Томм (Tomm, 1988) считает, что хотя вопросы такого типа направлены на то, чтобы оказать влияние на семью (сти­мулировать членов семьи к размышле­ ниям), они более нейтральны, чем стра­ тегические вопросы, поскольку психо­терапевт в большей степени уважает автономию семьи и допускает валидность всех перцепций.

Рефлексивные вопросы (reflexive ques­tions) — вопросы, в основе которых лежит представление психотерапевта о том, что члены семьи могут самостоя­тельно принять решение относительно необходимых изменений. Этот тип во­просов стимулирует членов семьи по­размышлять над своим поведением.

Наконец, Томм (Tomm, 1988) ука­зывает на то, что тип вопросов не гаран­тирует специфического воздействия на семью. Тем не менее круговые вопросы,

в отличие от линейных, больше способствуют установлению соглашения с семьей, а рефлексивные вопросы, в отличие от стратегических, уменьшают в семье желание предаваться взаимным упрекам.

Прибегая к классификации Томма при оценке семейных паттернов и на этапе установления соглашения с семьей, психотерапевт сочетает линей­ные и круговые вопросы. (Стратегические и рефлексивные вопросы будут обсуждаться в главе 7, посвященной вмешательствам.) Как мы увидели, в начале психотерапии члены семьи обычно придерживаются линейного оп­ределения проблемы. Поэтому линейные вопросы не только эксплорируют первоначальное определение проблемы, но и фасилитируют соглашение: психотерапевт пытается понять изначальные представления семьи. В то же самое время круговые вопросы больше ориентируют-терапевта на семей­ные паттерны при фасилитации перехода к круговому или к системному определению проблемы.

На первых сессиях с семьей Мартинов психотерапевт сначала задавал линейные вопросы для того, чтобы понять представление членов семьи о проблемах: миссис Мартин полагала, что во всем была виновата Синди, Синди считала свою мачеху слишком строгой, а мистер Мартин объяснял напряжение в семье наличием конфликтов. Кроме того, психотерапевт за­давал и круговые вопросы, когда пытался продемонстрировать круговую каузальность, то есть то, что каждый член семьи играет свою роль в семей­ной драме.

Линейные и круговые вопросы можно отнести к четырем категориям.

  1. Вопросы, апеллирующие к размышлениям членов семьи.
  2. Вопросы, апеллирующие к эмоциональным реакциям.
  3. Вопросы, исследующие мотивацию и поведение членов семьи.
  4. Вопросы, побуждающие членов семьи прогнозировать.

КОГНИЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Сосредоточиваясь на том, что члены семьи думают по тому или иному воп­росу, психотерапевт выполняет ряд задач. Во-первых, он собирает больше информации о паттернах интеракции: кто о чем думал и почему? Во-вто­рых, при злобных семейных беседах часто и быстро вспыхивают ссоры, когда одно гневное замечание провоцирует другое. Задавая членам семьи вопро­сы относительно того, что они думают, психотерапевт разрывает цепочку эмоциональных реакций. И наконец, установление соглашения значитель­но облегчается, когда членов семьи спрашивают о том, что они думают, по­зволяют закончить мысль (психотерапевт не позволяет перебивать говоря­щего) и внимательно слушают (по крайней мере психотерапевт). Например: Психотерапевт: Миссис Мартин, вы несколько раз использовали сло­во «плохая», когда говорили о Синди. Интересно, что вы имели в ви­ду?

Психотерапевт: Синди, при обсуждении некоторых тем ты явно выхо­дишь из себя. Что это за темы и что именно тебя раздражает, когда твоя мачеха их поднимает?

Психотерапевт: Мистер Мартин, вот мне интересно — о чем вы дума­ли, когда ваша жена и Синди спорили? Какие действия вы обду­мывали?

Психотерапевт: Роберт, ты ведешь себя как зритель. Что, по-твоему, тут
творится?

Марк Уорден

Основы семейной терапии

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s