Умерла Инсу Ким Берг

Умерла Инсу Ким Берг. Она умерла вслед за мужем — Стивом де Шейзером. Стив умер два года назад в сентябре 2005 г. Инсу – в самом начале этого года.

Оба они были очень известны, не только в Америке, но и в Европе. Они создали новый подход — Ориентированную на решение краткосрочную терапию. Каждого из них называли «один из создателей..», поскольку нельзя было, говоря о подходе, не вспомнить другого. Они создали не просто новое направление, а скорее — новое мышление -теперь без всего этого нет современной терапии.

Она была маленькая кореянка. Он — высоким, несколько нескладным человеком, плохо говорящим и плохо читающим лекции. Но думать он умел по-настоящему, глубоко, просто захватывающе. Помню впечатление от прочитанной одной из первых его книг, привезенной из Осло, купленную как-то вслепую, почти случайно. Оказалось – не оторваться. Нас учили, что фундаментальное мышление у нас, ну а практика у них. То, что я прочла –было поразительно по уровню именно философского мышления, оригинальности, подлинному знанию обо всем, что происходит в современной философии и науке. И по точной практической ориентации. Это было попадание в самую суть проблем сегодняшней терапии.

Инсу я увидела в первый раз на конференции в том же Осло – она задумала показать технику построения «полезных исключений» прямо.. на аудитории в зале. Народу конечно же, было битком. Она к этому времени давно было звезда первой величины. Кажется, показ даже не совсем получился. Тем не менее, было понятно, что она большой мастер — без всяких оговорок. Потом я видела ее в записи. Она действительно была суперпрофессионалом, она была точна и изобретательна, это было искусство как –теперь уже можно- у всех великих терапевтов.

В одном из интервью Инсу не без юмора говорила о том, что вообще-то ее отправили учиться, чтобы… дать подходящее образование будущей.. хорошей жене. А ей не очень нравилось, казалось все это не очень эффективным, неработающим, не для жены – для возможной терапевтической работы. Пока в руки девушки, от которой требовалось нормальная восточная покорность и кротость в будущей семейной жизни, не попалась «Стратегия Иисуса Христа» Джея Хейли. Это она сама вспоминала в каком-то из интервью – ну, можно представить. А потом –известный многим западным психотерпевтам путь через труды Института психических исследований (MRI) по теории человеческих коммуникаций –Уикланд, Вацлавик — эти остроумные интеллектуалы (миланцы ведь отсюда идеологически) к одностороннему зеркалу, у которого проводил «прерванные супервизии» Стив де Шейзер.

Де Шейзера же в детстве учили классической музыке, он играл джаз на саксофоне (вообще я подозреваю, что джаз играет уже много лет особую роль в теории и практике психотерапии, кто был на тренингах, друга Инсу Ариела Аамбо, тот поймет). Получил степень социального работника – и тоже –многое не нравилось в том, чему их учили, что можно было прочитать. Пока не наткнулся на работы.. Хейли. Потом работал с Укландом.. Уикланд был другом и ментром и для него и для нее. Они стали парой, кажется он же и посодействовал. Очень много работали. Конечно же, брали случаи от которых, другие отказывались. И открыто обсуждали все это, спорили, воодушевленно рассказывали о своих достижениях открытиях и возможности помогать …быстрее, гораздо быстрее и гораздо меньшими затратами сил и главное, денег клиента. И было, мягко говоря, недоумение и недовольство некоторых коллег и необходимость уйти работать в собственный маленький их с де Шезером дом – где офис-обеденный стол, а гостиная — кабинет для приемов с камерой для последующей прокрутки и анализа. Так и создали Милуокский Центр….И наконец, громкая известность. Инсу постоянно работала- участвовала в больших социальных проектах –например, таких как работа с так называемыми мультипроблемными семьями (потом про это появилась книга) или в проекте по помощи индейцам (рассказывала, что они подпустили ее к себе поскольку она тоже –не белая) Она работала в школах, вводя идею фасилитаторства (а не авторитарного управления) педагогов и гораздо большей самостоятельности учеников, уважения к ним.. вела бесконечные тренинги в Америке и Европе, работала в оргконсультировании, писала книги и статьи, часто в привлекая в соавторы молодых коллег.

Стив же написал большое количество просто- таки фундаментальных работ по их направлению. Ему принадлежит целый ряд очень остроумных и оригинальных по своим культурным и философским ориентациям текстов, которые, к сожалению, все еще ждут перевода на русский язык. Если Инсу была практик подхода, то Стив безусловно его основным идеологом, оформлявшим и обосновывавшим его прежде всего на теоретическом уровне. Делал он это блестяще. И тоже много ездил. Очень любил Европу, вел там семинары, тренинги. Говорил – «мой юмор понятен европейцам лучше».

Он болел раком уже несколько лет перед тем, как умереть и об это видимо никто, кроме семьи, не знал. Умер в клинике в Австрии.

Одну из книг Инсу – Family based services мне очень хотелось издать в России, поскольку я давно уже не читала настолько разумных, здравых, полезных, написанных без лишних сантиментов и явно понимающим в деле человеком, книг. Я написала ей и быстро получила ответ. Естественно, очень простой и по делу — она была бы очень рада. После переговоров с одни известным издателем, дело встало. И я все откладывала, иногда натыкаясь на черновик перевода, лежавшем на рабочем столе. А потом умер Стив. Я написала Инсу от всех нас соболезнование. Она ответила. А потом Констанс Аронс – приехавшая к нам в мае рассказывать про работу с разводящимися семьями сказала в ответ на наше воодушевленное –вот мы бы еще хотели Инсу к нам наконец –Как? Вы не знаете? Она же умерла.

К сожалению, мы по прежнему остаемся изолированными от того, что называется нормальным профессиональным взаимообменом –., И видимо во многом, по своей собственной вине и неорганизованности. Я вот по крайней мере точно. Единственное, что имеет смысл обсуждать сейчас всем нам – это как прочитать, перевести, издать, наконец. Ведь на самом деле — без этих двух людей эта самая пресловутая «карта современной терапии» уже невозможна, абсолютно немыслима.

Некторые из работ Инсу Ким Берг:

Berg, I. K. (1994). Family-based services: A solution-focused approach. New York: W. W. Norton.

Berg, I. K., & De Jong, P. (1996). Solution-building conversations: Co-constructing a sense of competence with clients, Families in Society, 77, 376-391.

Berg, I. K., & Kelly, S. (2000). Building solutions in child protective services. New York: Norton.

Insoo Kim Berg & Yvonne Dolan (2001)

Tales of Solutions: A Collection of Hope-Inspiring Stories 274 pages W. W. Norton

Insoo Kim Berg and Scott D. Miller ( Working with the Problem Drinker , 216 pages, W.W. Norton, 1992
Основные работы Стива де Шейзера:

de Shazer, S. (1988). Clues: Investigating solutions in brief therapy. New York: Norton

de Shazer, S. (1985). Keys to solution in brief therapy. New York: Norton.
de Shazer, S. (1991). Putting difference to work. New York: Norton.
de Shazer, S. (1994). Words were originally magic. New York: Norton.

de Shazer, Steve (2005). More than Miracles: the State of the Art of Solution-focused Therapy. Binghampton, NY: Haworth Press.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s